ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОСОБНОСТИ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СТРУКТУРНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-196-204
В исследовании обозначены важнейшие вехи в истории изучения литературных способностей. Показаны теоретические воззрения зарубежных и отечественных исследователей к рассмотрению феноменологии и структуры литературных способностей. Литературные способности определены как специальные способности человека, позволяющие с определенной долей успешности осуществлять творческую литературную деятельность. Показано, что литературные способности являются сложным психологическим образованием, охватывающим разнообразные стороны личности писателя. Отмечается, что проведенные биографические, обзорно-аналитические и экспериментальные исследования отечественных и зарубежных авторов убедительно продемонстрировали неоднозначность и широкую вариативность компонентов литературных способностей, их структурные различия.
Ключевые слова: способности, литературные способности, литературная одаренность, литературное творчество, литературная деятельность, психология творчества, личность писателя, писатель
Библиография:
1. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 136 с.
2. Платонов К. К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
3. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии, 1998. 362 с.
4. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977. 184 с.
5. Карпов А. В., Ященко Е. Ф. Психология способностей. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 382 с.
6. Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1971. 685 с.
7. Уарте Х. Исследование способностей к наукам. М.: Изд-во АН СССР, 1960. 319 с.
8. Корытова Г. С. Психолого-педагогическая диагностика (теоретические основания). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. 272 с.
9. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С. 3–15.
10. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 535 с.
11. Павлов И. П. Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 392 с.
12. Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ун-та, 1990. 200 с.
13. Корытова А. И., Корытова Г. С. Психология литературного творчества как научное направление: этап становления (последняя треть XIX – первая половина XX в.) // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2016. № 11 (176). С. 162–169.
14. Корсунский Е. А. Развитие литературных способностей школьников. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1985. 90 с.
15. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153–159.
16. Щербакова Е. В. Изучение способностей в зарубежной психологии. URL: http://superinf.ru (дата обращения: 15.03.2017).
17. Молдавская Н. Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
18. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Штиинца, 1974. 133 с.
19. Ягункова В. П. О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников // Вопросы психологии. 1966. № 3. С. 142–152.
20. Киселева О. И., Кривоногова О. А. Мониторинг способности к сочинению сказок у старших дошкольников // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 5 (170). С. 14–18.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 196 — 204
Скачиваний: 837