ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-155-162
Представлены результаты исследовательской и научно-методической работы профессионально-педагогического сообщества ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» по проектированию модульных основных образовательных программ бакалавров педагогического образования на основе ФГОС ВО 3++ через сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов. Показаны подходы, предлагаемые авторами для проектирования структуры модульных основных образовательных программ подготовки педагога в вузе на уровне бакалавриата, определены основания для выделения их модулей с обозначением инвариантной и вариативной компонент. Обоснованы дидактические особенности модульных основных образовательных программ – от целеполагания до итоговой оценки их результативности. Приведены результаты проектирования перечня профессиональных компетенций выпускников бакалавриата для модульной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)», дано описание содержания и организационно-деятельностных характеристик такой модульной основной образовательной программы. Материалы статьи могут быть использованы руководителями основных образовательных программ и административно-управленческими командами педагогических вузов России в условиях перевода обучающихся на освоение ООП, созданных в соответствии с требованиями ФГОС ВО3++ в сопряжении с профессиональными стандартами педагогической деятельности. Содержание статьи построено на основе использования метода теоретического анализа, экспертного метода, метода фокус-групп, методов педагогического проектирования. Авторские научно-методические разработки специалистов ТГПУ выступают средством реализации инновационных преобразований бакалаврских практик подготовки педагога в вузе.
Ключевые слова: педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа подготовки бакалавра, профессиональные компетенции, профессионально-образовательный модуль, демонстрационный экзамен
Библиография:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.03.2018 г. Регистрационный № 50358). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 г. № 91 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 02.03.2016 г. Регистрационный № 41305). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 18.09.2018).
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». (Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 06.12.2013 г. Регистрационный № 30550). URL:http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 20.10.2017).
4. Бермус А. Г. Кластерно-модульный подход к проектированию образовательных программ в системе непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2015. Вып. 4. URL: http://LLL21.petrsu.ru (дата обращения: 22.10.2017).
5. Буянова И. Б. Модульный подход к построению ОПОП подготовки учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3. С. 81–84.
6. Пилипенко С. А., Жидков А. А., Караваева Е. В., Серова А. В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5–15.
7. Смышляева Л. Г., Сартакова Е. Е. Проектирование образовательных программ бакалаврской подготовки педагогов в вузе // Человек и образование. 2017. Вып. (53). С. 184–189.
8. Смышляева Л. Г., Войтеховская М. П., Веснина Л. В., Колесникова Е. В., Матвеев Д. М., Высокоморная Ю. И. Проектирование процесса бакалаврской подготовки педагогов для системы профессионального образования в условиях стандартизации профессиональной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2 (16). С. 131–143.
9. Червонный М. А. Построение концепции подготовки студентов педагогического вуза в контексте развития непрерывного педагогического образования // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 8 (185). С. 51–58.
10. Смышляева Л. Г. Полисубъектность как принцип реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 185–188.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Страницы: 155 — 162
Скачиваний: 834