РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ ТЬЮТОРОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-102-109
Современное российское образование характеризуется введением в общеобразовательные организации тьюторов. Установлено, что эти специалисты редко обращаются в практике к сопровождению профессионального самоопределения школьников, не готовы осуществлять этот процесс. Определено понятие готовности тьютора к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. Это сложная личностно-профессиональная характеристика тьютора, включающая осознание им важности сопровождения профессионального самоопределения школьников, заинтересованный настрой в творческом использовании теории тьюторства в практике профориентационной работы с обучающимися, наличие рефлексивных способностей, позволяющих своевременно принимать адекватные решения в процессе построения и реализации индивидуального маршрута по выбору тьюторантами будущей профессии. Разработан критериально-оценочный аппарат, предлагающий уровневую характеристику компонентов готовности тьюторов (мотивационного, деятельностного, аналитического) к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. На основе анализа литературы обоснована целесообразность использования мощных ресурсов внутриорганизационного обучения для развития этого качества. Смоделирована система внутриорганизационного обучения, в программе которого предложены три содержательные линии: нормативно-правовые основы тьюторской деятельности; психологические основания профессионального самоопределения школьников как объекта тьюторского сопровождения; эффективные технологии тьюторского сопровождения профессионального самоопределения школьников. Дано описание деятельностных методов работы по повышению профессионализма тьюторов в рамках внутриорганизационного обучения. Представлены данные констатирующего исследования, демонстрирующие необходимость развития готовности тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников. Проинтерпретированы результаты контрольного эксперимента, позволяющие оценить влияние осуществленного внутриорганизационного обучения на положительные изменения во всех компонентах готовности тьюторов к осуществлению сопровождения школьников в выборе ими будущей профессии.
Ключевые слова: тьюторы, профессиональное самоопределение школьников, тьюторское сопровождение, готовность тьюторов к осуществлению сопровождения профессионального самоопределения школьников, критерии сформированности готовности, внутриорганизационное обучение педагогов
Библиография:
1. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/ (дата обращения: 16.08.2018).
2. Богачёв О. А. Внутрифирменное профессиональное обучение работников на современном предприятии: автореф. … канд. пед. наук. М., 2011. 22 c.
3. Дубиненкова Е. Н. Внутрифирменное обучение как фактор формирования организационной культуры предприятия малого бизнеса: дис. … канд. психол. наук. М.: РГБ, 2005. 230 с.
4. Малахов Е. С. Развитие корпоративного обучения в системе услуг дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. эконом. наук. М., 2010. 25 с.
5. Ярилова О. С. Развитие системы повышения квалификации управленческих кадров вуза на основе личностно ориентированного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2010. 27 с.
6. Кахаров А. С., Ярычев Н. У. Возможности внутриорганизационного обучения в обеспечении подготовки молодого преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6874 (дата обращения: 20.08.2018).
7. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: ПЕР СЭ, 2007. 272 с.
8. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
9. Колесников И. А., Марон А. Е., Тонконогая Е. П. Основы андрагогики: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 240 с.
10. Науменко Л. С., Яковлева Н. О. Тьюторское сопровождение педагогов в формировании готовности к работе с персональным профессиональным блогом // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). C. 62–69.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Страницы: 102 — 109
Скачиваний: 801