ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-182-189
Рассматривается проблема поиска эффективных средств развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Исследование данной проблемы проведено в контексте требований профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предполагают наличие у учителей начальных классов глубоких психолого-педагогических знаний и уверенное их применение в практической педагогической деятельности. Выявлена специфика профессиональной деятельности учителей начальных классов современной общеобразовательной организации. Исходя из этого определено понятие «психолого-педагогическая культура учителей начальных классов». Показаны особенности деятельности методической службы на муниципальном уровне. Дано толкование понятия «муниципальная методическая служба». Определены ее возможности для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Установлены и описаны педагогические условия, которые способствуют успешному развитию психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы. Приведены данные формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность педагогических условий развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в рамках муниципальной методической службы.
Ключевые слова: учитель начальных классов, общеобразовательная организация, психолого-педагогическая культура, муниципальная методическая служба, развитие психолого-педагогической культуры
Библиография:
1. Баранов А. Е. Особенности воспитательной деятельности педагога начальной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 173 с.
2. Бережная Т. Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2010. 211 с.
3. Бурякова Т. С. Формирование стиля учебно-профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 224 с.
4. Григорьева С. Г. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 504 с.
5. Романова М. А Связь психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов с психологическим развитием детей // Символ науки. 2015. № 7–1. С. 152–154.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/30085.html/ (дата обращения: 23.08.2018).
7. Белянина В. Б. Формирование психолого-педагогической культуры студентов: на примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003. 179 с.
8. Ляшенко М. С. Формирование психолого-педагогической культуры у студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010. 217 с.
9. Машина Л. А. Становление и развитие психолого-педагогической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 178 с.
10. Калита В. С. Повышение психолого-педагогической компетентности учителя средствами методической работы в школе: дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 172 с.
11. Серякова С. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. 503 с.
12. Рыбкина Т. А. Муниципальная методическая служба как фактор развития готовности классных руководителей к концептуализации и распространению педагогического опыта: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 209 с.
13. Асланова С. Н. Проектирование технологий управления развитием методической службы регионального профессионального колледжа: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 199 с.
14. Белоусова Л. И., Глазунов А. Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. М., 2000. 166 с.
15. Решетников В. Г. Роль методической службы в школьном округе // Омский науч. вестн. 2010. № 2 (86). С. 176–179.
16. Сергеева Е. Е. Интегративная модель муниципальной методической службы в современных условиях // Вестн. Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2007. № 42. С. 63–66.
17. Сорокина Н. Е. Основные направления деятельности муниципальной методической службы // Наука и школа. 2017. № 1. С. 188–191.
18. Шаяхметова Р. И. Муниципальная методическая служба: инновационные аспекты деятельности // Казанский пед. журнал. 2012. № 3 (93). С. 133–140.
19. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: науч.-теоретич. журнал. 2018. № 2 (35). С. 5–15.
20. Ильясов Д. Ф., Ильясова О. А. Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ // Казанский пед. журн. 2017. № 1 (120). С. 51–55.
21. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 736 с.
22. Градобоев В. В. Формирование стратегии бенчмаркинга: зарубежный опыт и российская практика: дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 161 с.
23. Самбиева Л. И. Бенчмаркинговое исследование как средство развития профессиональной мобильности учителя: дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2015. 234 с.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 182 — 189
Скачиваний: 747