ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОЛЛЕКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-174-181
Повышение уровня математической образованности граждан является актуальной задачей, которая ставится сегодня государством и решается профессиональным педагогическим сообществом, в том числе преподавателями математики образовательных организаций высшего образования. Действенным способом решения основной задачи повышения математической компетентности и сопутствующих ей задач развития общекультурных компетенций обучающихся является использование интерактивных форм обучения, суть которых – обучение в диалоге. Раскрываются сущность, задачи и принципы интерактивных форм обучения. Проведенный анализ научных работ педагогов исследователей показал, что при обучении высшей математике не используются такие интерактивные формы, как коллективные учебные занятия и соответствующие им методики. Именно коллективные учебные занятия позволяют процессу обучения быть и активным, и интерактивным в тех случаях, когда содержание учебного материала даже не имеет профессиональной направленности. На коллективных учебных занятиях можно наблюдать все те признаки, которые присущи интерактивной форме обучения – диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, свобода выбора, создание ситуации успеха, рефлексия. В работе раскрываются сущность, принципы и методы коллективных учебных занятий. Разработано организационное и методическое обеспечение проведения учебных занятий по различным темам с использованием методик коллективных учебных занятий. Исследована эффективность коллективных учебных занятий по высшей математике с использованием методики взаимообмена заданиями, предназначенной для первоначального изучения стандартных учебных практических задач в парах сменного состава. Особое внимание уделено описанию организационного и методического обеспечения проведения занятий. Проведен длительный педагогический эксперимент, направленный на выявление эффективности интерактивных учебных занятий по высшей математике в техническом вузе в сравнении с традиционными учебными занятиями. В работе описаны этапы эксперимента и приведены его результаты. Обработка результатов эксперимента проведена с использованием статистических методов и качественных показателей, полученных в ходе наблюдения за учебным процессом.
Ключевые слова: интерактивные формы обучения, коллективные учебные занятия, взаимообмен заданиями, высшая математика, педагогический эксперимент, статистические методы
Библиография:
1. Костенко И. П. Эволюция качества математического образования (1931–2009 гг.) // Известия ВГПУ. 2013. № 2 (261). С. 81–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20926641 (дата обращения: 02.08.2018).
2. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 541 с.
3. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 368 с.
4. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. 128 с.
5. Литвинская И. Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология // Экспресс-опыт: приложение к журналу «Директор школы». 2000. № 1. С. 21–26. URL: http://kco-kras.ru/wp-content/uploads/2018/02/lig_kuz_2000_skan.pdf (дата обращения: 02.08.2018).
6. Мкртчян М. А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 65–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16923034 (дата обращения: 02.08.2018).
7. Мкртчян М. А. Методики коллективных учебных занятий // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 1. С. 55–64.
8. Мужикова А. В. Интерактивное обучение математике в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2015. Вып. 1 (20). С. 74–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27468137 (дата обращения: 02.08.2018).
9. Мужикова А. В. Организация педагогического эксперимента по выявлению эффективности применения методик коллективных учебных занятий при проведении учебных занятий по математике в вузе // Система профессионального образования Республики Коми: вчера, сегодня, завтра: Всерос. науч.-практ. конф. (28 февраля – 2 марта 2017 года): сб. статей / отв. ред. П. В. Васильев; ФГБОУ ВО «Сыктывкарский гос. ун- т им. Питирима Сорокина». С. 198–201. URL: http://сли.рф/files/nirs/sbor_stat_vchera_seg_zavt_2017.pdf (дата обращения: 02.08.2018).
10. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М.: Педагогика, 2002. 475 с.
11. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Юрайт, 2010. 479 с.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 174 — 181
Скачиваний: 849