МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫРАВНИВАЮЩЕГО КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-168-173
Снижение качества математической подготовки студентов, поступающих на направление «Прикладная математика и информатика», негативно влияет на выполнение требований, заложенных в стандарте. Поэтому для создания условий, необходимых для успешного обучения в вузе, требуется скорректировать математическую подготовку студентов первого курса. Проблемы повышения качества математической подготовки и адаптации студентов первого курса являются актуальными не только в нашей стране, но и за рубежом. Рассматриваются работы, посвященные данной тематике. В качестве пути решения этих проблем авторы статьи предлагают организацию выравнивающего курса математики. Анализ типичных ошибок, допускаемых первокурсниками, а также умений, необходимых для изучения основных разделов вузовской математики, позволил определить содержание выравнивающего курса. В ходе организации и проведения этого курса использованы система индивидуальных, разноуровневых заданий; осознанное запоминание учебного материала; работа в малых группах, дополненная взаимопроверкой; различные способы решения задач с выявлением их эффективности; приемы критического мышления. Эффективность разработанного выравнивающего курса отмечена преподавателями математических дисциплин и подтверждена результатами первой сессии.
Ключевые слова: математическая подготовка студентов, выравнивающий курс математики, бакалавры направления «Прикладная математика и информатика», профессиональные компетенции, методические особенности организации
Библиография:
1. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (квалификация (степень) «бакалавр») (утверждена научно-методическим советом КемГУ, протокол № 8 от 22.03.2017).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 228). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/28 (дата обращения: 25.06.2018).
3. Берникова И. К. Корректировка математической подготовки первокурсников для освоения математики в вузе // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе: материалы второй межвузовской научно-методической конференции. Омск. Полиграфический центр КАН, 2012. С. 35–39. URL: https://www.omgtu.ru/general_information/faculties/faculty_of_transport_oil_and_gas/the_department_of_advanced_mathematics/files/mat_conf_2012.pdf (дата обращения: 25.06.2018).
4. Круглова И. А. Элементарная математика (курс выравнивания) – опыт работы // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 4 июля 2017 г.) / отв. ред. А. А. Романова.Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2017. С. 50–53. URL: http://www2.bigpi.biysk.ru/nir2016/file/kmfi_18_01_2018_04_06_42.pdf (дата обращения: 25.06.2018).
5. Григорьев А. В. Повышение качества математической подготовки студентов технического вуза с помощью корректирующего обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2009. 22 с.
6. Товарниченко Л. В., Степкина М. А. Актуализация математических знаний первокурсников // Наука и школа. 2016. № 5. С. 102–105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-matematicheskih-znaniy-pervokursnikov (дата обращения: 25.06.2018).
7. Мамаева Н. А. Обоснование методики корректирующего обучения математике студентов первого курса технического вуза // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. 2011. № 2. С. 154–158.
8. Имас О.Н., Пахомова Е.Г. Выравнивающий курс – одно из средств повышения качества образования // Известия Томского политехн. ун-та. 2004. Т. 307, № 7. С. 159–161.
9. Madison B. L., Linde C. S., Decker B. R., Rigsby E. M., Dingman S. W., Stegman C. E. A Study of placement and grade prediction in first college mathematics courses // PRIMUS. 2015. Vol. 25, № 2. P. 131–157. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10511970.2014.921653 (дата обращения: 25.06.2018).
10. Степкина М. А., Байгушева И. А. О готовности первокурсников к изучению математики в вузе // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 211–219. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-gotovnosti-pervokursnikov-k-izucheniyu-matematiki-v-vuze (дата обращения: 25.06.2018).
11. Rach S., Heinze A. The transition from school to university in mathematics: Which infl uence do school-related variables have? // International Journal of Science and Mathematics Education. 2017. Vol. 15, № 7. P. 1343–1363. URL: https://doi.org/10.1007/s10763-016-9744-8 (дата обращения: 25.06.2018).
12. Wakefi eld N., Champion J., Bolkema J. Diagnostic effects of an early mastery & algebra and precalculus // International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education. 2018. P. 1–17. URL: https://doi.org/10.1007/s40753-018-0075-8 (дата обращения: 25.06.2018).
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 168 — 173
Скачиваний: 818