БЕЗГЛАГОЛЬНЫЙ ИМПЕРАТИВ В СВЕТЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-25-32
Исследованы когнитивные особенности безглагольных (именных) императивных предложений в современном англоязычном рекламном дискурсе. Анализируемые императивные конструкции рассматриваются в русле концептуальной грамматики, которая позволяет выделить синтаксические концепты, или мыслительные образы, стоящие за языковыми знаками и получающие свое отражение в анализируемых синтаксических структурах. Цель данного исследования – выявление и описание ментальных конструктов знаний, получающих свою вербализацию в форме безглагольных односоставных предложений, функционирующих в англоязычных рекламных слоганах. Актуальность работы обусловлена растущим интересом к изучению рекламного дискурса с использованием методологии новых исследовательских парадигм.
Ключевые слова: безглагольные императивные предложения, рекламный дискурс, концептуальная грамматика, синтаксический концепт
Библиография:
1. Бархударов Л. С., Штелинг Д. А. Грамматика английского языка. М.: Изд-во лит. на иностр. языках. 1960. 423 с.
2. Бузаров В. В. Безглагольные побудительные предложения в современном разговорном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1969. 21 с.
3. Быстрова О. И. Невербальные побудительные конструкции в современном датском языке // Скандинавская филология. СПб., 1991. С. 69–76.
4. Володин А. П., Храковский В. С. Русский императив: проблема инвариантного значения // Проблемы функциональной грамматики. Семантическая инвариантность/вариантность. М.: Наука, 2003. С. 236–251.
5. Молчанова Г. П. Императивные предложения и их лексико-грамматическая характеристика в современном английском языке // Сб. науч. трудов. Минск: МГПИИЯ, 1976. С. 29–49.
6. Смирницкий А. И. Синтаксис английского языка. М.: Изд-во лит. на иностр. языках. 1959. 442 с.
7. Храковский В. С., Володин А. П. Семантика и типология императива. Русский императив. Л.: Наука, 1986. 270 с.
8. Curme G. Parts of Speech and Accidence. Boston: D. C. Health and company, 1953. 370 p.
9. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A. A University Crammar of English. M., 1982. 392 p.
10. Гусев В. Ю. Типология императива. М.: Языки славянской культуры, 2013. 336 с.
11. Беляева Е. И. Поле императивной модальности в английском языке: грамматический и прагматический аспекты // Функционально-типологические аспекты анализа императива. М.: Академия наук СССР, Институт языкознания, 1990. С. 4–8.
12. Головина Н. В. Семантика императива и способы его выражения в современном русском и английском языках: дис. канд. филол. наук. М., 1997. 180 с.
13. Ковалева И. В. О семантических особенностях императивных высказываний в современном английском языке // Вестн. МГУКИ. 2014. Вып. 4 (60). Филологические исследования. С. 178–181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-semanticheskih-osobennostyah-imperativnyhvyskazyvaniy-v-sovremennom-angliyskom-yazyke (дата обращения: 17.05.2018).
14. Кобрина Н. А., Корнеева Е. А. Очерки по морфологии современного английского языка. М.: Высш. шк., 1974. 210 с.
15. Нелюбин Л. Л. Перевод и прикладная лингвистика. М.: Высш. шк., 1983. 207 с.
16. Кубарева Е. Е. Эксплицитные и имплицитные побудительные конструкции в английском языке (в сопоставлении с русским) // Сопоставительный лингвистический анализ: научные труды. Куйбышев, 1977. 82 с.
17. Почепцов Г. Г. Коммуникативно-прагматические аспекты семантики // Науч. докл. высш. шк. филол. науки. 1984. № 4. С. 29–36.
18. Фомичева Е. В. Моделирование семантической структуры императивных предложений в английском языке // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Серия: Филология. Искусствоведение. № 36. С. 136–140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-semanticheskoystruktury-imperativnyh-predlozheniy-v-angliyskom-yazyke (дата обращения: 15.05.2018).
19. Фортейн Э. Полисемия императива в русском языке // Вопросы языкознания. 2008. № 1. С. 3–23. URL: http://www.let.leidenuniv.nl/pdf/S&R/fortuin_polisemija_imperativa.pdf (дата обращения: 27.04.2018).
20. Кубрякова Е. С., Демьяненков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. ф-т МГУ им М. В. Ломоносова, 1997. 733 с.
21. Дейан А. Реклама. СПб.: Нева, 2003. 128 с.
22. Феофанов О. А. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2000. 384 с.
23. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М.: Дашков и Ко, 2006. 528 с.
24. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 264 с.
25. Музыкант В. Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы. М.: Экономистъ, 2006. 606 с.
26. Сердобинцева Е. Н. Структура и язык рекламных текстов: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 160 с.
27. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: учеб.-практ. пособие. СПб., 2003. 232 с.
28. Никифорова С. А. Номинативное предложение как компонент структуры текстового целого (на материале немецкоязычной прозы и поэзии): дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006. 190 с.
29. Волохина Г. А., Попова З. Д. Синтаксические концепты русского простого предложения. Воронеж, 1999. 196 с.
30. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд. Тамбовского ун-та, 2000. 123 с.
31. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
32. Кузнецова Н. В. Роль числительных в текстах социальной рекламы США // Magister Dixit. Языкознание. 2012. С. 101–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/rol-chislitelnyh-v-tekstah-sotsialnoy-reklamy-ssha (дата обращения: 11.05.2018).
33. Болотина М. А., Волкова И. С. Императив как средство воздействия в текстах социальной рекламы (на материале русского и английского языков) // Вестн. Балтийсого гос. ун-та им. И. Канта. 2012. Вып. 2. С. 7–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/imperativ-kak-sredstvovozdeystviya-v-tekstah-sotsialnoy-reklamy-na-materiale-russkogo-i-angliyskogo-yazykov (дата обращения: 25.04.2018).
34. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001. С. 58–65.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 25 — 32
Скачиваний: 1042