ОБРАЗ ВЕНЕЦИИ КАК ПРОСТРАНСТВО ЛЮБВИ И СМЕРТИ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Э. Т. А. ГОФМАНА И Т. МАННА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-6-158-164
Рассматриваются новеллы Э. Т. А. Гофмана «Дож и догаресса» и Т. Манна «Смерть в Венеции» как знаковые произведения венецианского текста. Показано, что немецкие писатели в начале веков – XIX и XX – использовали мотивы, которые определили двойственность образа Венеции как города любви и смерти: томления, тайны, родства душ, маски, праздника/карнавала и др.; символы: воды, гондолы/гондольера, цветов/деревьев, их запахов и др. В контексте Венеции как разлагающегося города любовь и смерть оказываются неразделимыми, и одним из определяющих становится мотив невозможности ее покинуть. Такой подход позволил представить в исторической перспективе литературно-художественные образы, уточняющие особенности формирования венецианского мифа, его связи с пространством Германии.
Ключевые слова: образ, пространство, мотив, миф, город, новелла, тема, лейтмотив, искусство, герой
Библиография:
1. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
2. Боткин В. Отрывок из дорожных заметок по Италии // Московский наблюдатель. 1839. Ч. 1, № 1. С. 219–227.
3. Гофман Э. Т. А. Дож и догаресса // Собрание сочинений: в 8 т. / пер. А. Соколовского. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009. Т. 4. С. 373–416.
4. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.: ФАИН-ПРЕСС, 1999. 448 с.
5. Ильченко Н. М. Цветочная и растительная символика в творчестве немецких и русских романтиков // Вестн. Нижегородского гос. лингв. ун-та им. Н. А. Добролюбова. 2012. Вып. 18. С. 92–103.
6. Лаврова С. А. Царство Флоры. Цветы и деревья в легендах и мифах. М.: Белый город, 2009. 352 с.
7. Манн Т. Смерть в Венеции // Новеллы. Лотта в Веймаре / пер. Н. Ман. М.: Правда, 1986. С. 124–197.
8. Башляр Г. Вода и грезы / пер. с франц. Б. М. Скуратова. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 272 с.
9. Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1999. 392 с.
10. Брюсов В. Я. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Художественная литература, 1973. Т. I. 672 с.
11. Petrova N. E., Ilchenko N. M., Patsyukova O. A., Samoylova G. S., Moreva A. N. Man as the subject of possible/impossible in the Russian nominations of the feature of the subject // Advancesin Intelligent Systems and Computing. 2018. № 622. P. 163–169. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_21
12. Маринина Ю. А. Образ города в польской литературе второй половины XIX века // Вестн. Мининского ун-та. 2014. № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/472/448 (дата обращения: 07.06.2018).
13. Акройд П. Венеция. Прекрасный город / пер. с англ. В. Кулагиной-Ярцевой, Н. Кротовской, Г. Шульги. М.: Изд-во Ольги Морозовой, 2012. 496 с.
Выпуск: 6, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Страницы: 158 — 164
Скачиваний: 865