ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-218-225
Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей уровень его информационной культуры. Изучены теоретические основы проблемы формирования информационной культуры педагогов в образовательной организации. Дана характеристика таких понятий, как «информационная культура», «организационно-методическое сопровождение», «модель организационно-методического сопровождения формирования информационной культуры педагогов». Представлены примеры изучения профессиональных трудностей педагогов в работе с информационно-коммуникативными технологиями. Предложена методика оценки уровня использования информационно-компьютерных технологий. Разработана модель организационно-методического сопровождения процесса формирования информационной культуры педагогов. Определены компонентный состав и содержание организационно-методического сопровождения как управленческой технологии: диагностико-аналитический, ценностно-смысловой, методический, прогностический блоки. Приведены примеры реализации блоков и модулей разработанной модели. Описаны различные методические мероприятия по формированию информационной культуры педагогов в рамках представленной модели. Определены принципы, формы и методы формирования информационной культуры педагога.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, профессиональные компетенции педагога, информационная культура, организационно-методическое сопровождение
Библиография:
1. Конюшенко С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. 248 с.
2. Корнилова М. В., Малкина Е. А. Исследования феномена «информационная культура личности» // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 130–132.
3. Коваль Т. С. Развитие содержания понятия «информационная культура личности» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 67–72.
4. Минкина В. А. Информационная культура специалиста и проблемы ее формирования // Современное библиотечно-информационное образование: учеб. тетради. СПб.: СПбГУКИ, 1999. Вып. 3. С. 121–136.
5. Ходякова Н. В. Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Волгогр. юр. ин-т МВД России, 2007. 278 с.
6. Герцог Г. А. Информационная культура современного педагога: дис. … канд. философ. наук. Екатеринбург, 2005. 228 с.
7. Овчинникова И. Г. Развитие информационной культуры обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2009. 341 с.
8. Антонова С. Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 82–87.
9. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности. Введение в курс: учеб. пособие. Краснодар, 1996. 136 с.
10. Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2010. № 1 (182). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 73–76.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. 200 с.
12. Битянова М. Р. Практическая психология в школе. М.: Совершенство, 1997. 296 с.
13. Радионова Н. Ф., Тряпицина А. П. Научно-исследовательская деятельность в совершенствовании профессиональной подготовки. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. Вып. VII. С. 7–17.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
15. Решетников В. Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // Омский науч. вестн. Психол. и пед. науки. 2013. № 5 (122). С. 174–177.
16. Лазарев В. С. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2003. № 3. С. 17–25.
17. Поташник М. М., Хомерики О. Г., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994. 64 с.
18. Кричевский В. Ю. Очерки истории и теории управления образованием. СПб., 2001. 168 с.
19. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
Выпуск: 5, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Страницы: 218 — 225
Скачиваний: 799