К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-194-199
Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития экологического образования и координации его различных направлений путем создания региональных систем непрерывного экологического образования. В настоящее время, несмотря на большое количество работ по данной тематике, в частности таких авторов, как А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, С. В. Алексеев, Н. М. Мамедов и др., целостная система непрерывного экологического образования пока не разработана. Цель работы заключалась в том, чтобы конкретизировать данную проблему в рамках эколого-химического образования и обосновать цели и задачи этого образования на различных уровнях (школа – учреждения дополнительного образования – технический вуз – курсы повышения квалификации). Отдельные элементы непрерывной региональной системы эколого-химического образования впервые были реализованы в Республике Башкортостан. В частности, были определены направления экологизации курса химии средней школы с учетом преемственности изучаемого материала и учета региональной составляющей содержания, реализована преемственность программ подготовки бакалавров и магистров в техническом вузе, обоснована эффективность проектной деятельности обучающихся на различных уровнях эколого-химического образования. Показано, что взаимодействие вузов, школ и учреждений дополнительного образования детей способствует улучшению предметных результатов школьников и позволяет осуществлять их раннюю профессиональную ориентацию. Определены направления повышения квалификации школьных учителей в области эколого-химического образования, описаны функции научно-образовательного экологического центра, координирующего экологическое образование в Республике Башкортостан.
Ключевые слова: региональная система непрерывного эколого-химического образования, задачи экологохимического образования на разных уровнях, экологизация школьного курса химии, преемственность программ эколого-химического образования в техническом вузе, экологические семи
Библиография:
1. Conclusions of the Lisbon Extraordinary European Council (23–24 March 2000). URL: https://www.cvce.eu/en/obj/conclusions_of_the_lisbon_extraordinary_european _council_23_24_march_2000-en-5ad9ce9c-c7ff-42fa-b00b-e70a97061fe1.html (дата обращения: 11.01.2018).
2. Abdulkhakova E., Beloborodova N. Pedagogical Conditions of Forming of Ecological-oriented Personality of the Students // European Applied Sciences. 2013. № 9.1 (2). P. 90–93.
3. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1996. С. 72–81.
4. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Вагнер И. В., Либеров А. Ю., Алексеев С. В., Ермаков Д. С., Мамедов Н. М., Панов В. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4–15.
5. Косенко Т. С., Лигостаев А. Г., Наливайко Н. В., Яковлева И. В. Стенограмма вебинара «Экологизация образования: формирующие цели и пути их достижения» // Философия образования. 2017. № 72, вып. 3. С. 138–143.
6. Реймерс Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. 365 с.
7. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. ФГОС нового поколения и образование для устойчивого развития // Педагогика. 2016. № 5. С. 27–37.
8. Гильмиярова С. Г., Нургалиева Л. А., Хамидуллина И. В. К вопросу об эколого-педагогической подготовке будущих учителей физики // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 4 (71). С. 139–144.
9. Хасанова А. Я., Гильмиярова С. Г. Взаимосвязь экологического образования и эстетического воспитания в системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 202–205.
10. Хлебникова Т. Д., Хамидуллина И. В. Реализация дополнительного экологического образования в системе «школа – вуз» // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Экологическое образование: проблемы, опыт и перспективы». Уфа: Изд-во БГПУ, 2017. С. 35–38.
11. Вербицкий А. А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. № 6. С. 31–36.
12. Кулагин А. А. О деятельности научно-образовательного экологического центра Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы // Экологическое образование в Республике Башкортостан: материалы III Республиканской конф., посвящ. Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. С. 79–82.
Выпуск: 5, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 194 — 199
Скачиваний: 841