ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-55-58
Рассматривается вопрос формирования диалога в работе, базирующейся на построении коррекционных программ в условиях дошкольных образовательных учреждений. Традиционные методики представлены в определенной последовательности развития формирования связной речи, в частности диалогической, а в нашем содержании этапы формирования диалога осуществляются средствами конструктора Lego, представленного сериями «Построй свою историю», «Городские жители», и одновременным показом положительного и отрицательного героя в сравнении. Дети могут наблюдать, кому из персонажей плохо, что случилось, как можно помочь. Осуществлялось наблюдение, как используют дети имеющиеся навыки диалогической речи в умении задавать вопросы, переспрашивать; в проявлении инициативы в общении; в самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию. Представлены основные приемы логопедической работы по формированию диалога у детей среднего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Логопедическая работа включает коррекционный этап, содержащий в своем составе три блока: мотивационный, лексико-грамматический, диалогический. Критерием мотивационного блока послужили такие диалогические умения, как вступление в контакт со знакомым, незнакомым человеком; преодоление чувства неуверенности; устойчивый эмоциональный контакт (поддерживание и завершение беседы). Критериями диалогических умений лексико-грамматического блока стало понимание речи: умение отбирать слова, их варьирование (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры); умение задавать вопросы (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры); умение быстро составлять словосочетание, предложения; варьирование ими (с опорой на реальные действия, изображения – без опоры). Критериями диалогических умений третьего блока послужили: уровень составления диалогов в различных ситуациях с опорой на сформированные умения: умение задавать вопросы, переспрашивать; уровень проявления инициативы в общении (умение самостоятельно принимать решения, доказывать свою точку зрения). Каждый блок раскрыт методами и приемами работы с данной категорией детей.
Ключевые слова: диалог, лексико-грамматический строй речи, мотивация, задержка речевого развития, конструктор Lego
Библиография:
1. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 220 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
4. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Гном, 2009. 168 с.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание / под ред. Е. Д. Хомской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
6. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
7. Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.: МГУ, 1997. 151 с.
8. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.: ил.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 55 — 58
Скачиваний: 840