ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО САЙТОВ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-17-25
На материале содержания сайтов трех спортивных школ для детей и юношества описано дискурсивное интернет-пространство, выявлены их коммуникативные, структурные, когнитивные особенности. В ходе исследования обращалось внимание на ведущие стратегии и тактики передачи информации, средства воздействия на адресата, ориентацию на разные возрастные группы. Установлено следующее: сайты являются политекстовыми пространствами поликодового типа, их контенты представляют школы как этапы в обучении, спортивном совершенствовании ребенка, постепенном перемещении в спортивные команды; коммуникативная организация сайтов комплексна, совмещает стратегии информирования, самопрезентации, поддержания контактов с родителями, детьми, тренерами, работниками команд, воздействия через убеждение, создания мотивации к занятиям спортом и обучению в конкретной школе, эмоцию; когнитивные составы сайтов не совпадают; уровень институциональности разный.
Ключевые слова: дискурс, дискурс-анализ, сайт, контент сайта, поликодовый текст, полимодальный текст, концепт, коммуникативные стратегии
Библиография:
1. Бутакова Л. О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4. С. 21–32. URL: http://vcl.ralk.info/ (дата обращения: 20.11.2017).
2. Бутакова Л. О., Козловская Е. А. Воздействующий потенциал и особенности восприятия рекламы детских товаров как части дискурсивного пространства для детей и взрослых // Наука о человеке. 2017. № 1 (27). С. 71–81. URL: http://journal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_27.pdf (дата обращения: 21.12.2017).
3. Гуц Е. Н., Леонтьева О. А. Восприятие школьниками текстов популярных песен // Теория и практика языковой коммуникации: материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. Т. М. Рогожниковой. Уфа: РИК УГАТАУ, 2017. С. 63–69.
4. Орлова Н. В. Дети о компьютерных коммуникациях: дискурс-анализ сочинений // Наука о человеке. 2016. № 1. С. 53–59. URL: http://journal.omga.su/ (дата обращения: 20.11.2017).
5. Бутакова Л. О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование. Омск: Вариант-Омск, 2010. 160 с.
6. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: Вариант-Омск, 2010. 97 с.
7. Бутакова Л. О. Ценностные составляющие сознания как регулятор восприятия текста (на материале рецепции мультипликационных фильмов) // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: материалы 18-го Междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Ч. 1: Теория речевой деятельности: практика и эксперимент. 24–26 мая 2016 г. М.: Канцлер, 2016. С. 128–130.
8. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Грамматика говорящего 4.0: дискурсивное пространство детства одного региона // Сб. тезисов Междунар. науч. симпозиума «Русская грамматика 4.0» (Москва, 13–15 апреля 2016 года). М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 482–487.
9. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция в формате неестественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник КемГУ. 2016. № 3. С. 101–110. URL: http://vestnik.kemsu.ru/jour (дата обращения 22.12.2017).
10. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Возрастные особенности ассоциативной семантики // Значение как феномен актуального языкового сознания носителя языка: тезисы 2-й Всерос. науч. конф. 28–29 октября 2016 г. Воронеж: Истоки, 2016. С. 17–19.
11. Бутакова Л. О. Компьютер, интернет как часть современного языкового сознания русских // Жизнь языка в культуре и социуме – 6: материалы Междунар. науч. конф. 26–27 мая 2017 г. М.: Канцлер, 2017. С. 270–272.
12. Орлова Н. В. Энциклопедическая статья: три дискурса одного жанра // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 63–71.
13. Болотнов А. В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2016. 405 с.
14. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136–137.
15. Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М.: РГГУ, 1995. С. 34–73.
16. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод: пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 352 с.
17. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
18. Болотнова Н. С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 156 с.
19. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 138–141.
20. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Web-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82 (дата обращения: 20.12.2017).
21. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 321 с.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 17 — 25
Скачиваний: 877