«ОДИН РЕЧЕВОЙ ДЕНЬ»: ДИСКУРС-АНАЛИЗ РАЗГОВОРНЫХ ДИАЛОГОВ С УЧАСТИЕМ РЕБЕНКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-9-16
На материале разговоров 6-летнего мальчика и его матери выявлены организация и способы общения взрослого и ребенка, семантика, прагматика, язык дискурса. В частности, описаны стратегии, цели, контроль за протеканием и сменой видов речевой деятельности, каналы, тональность, жанры. Установлено, что преобладают игровые и обучающие/познавательные стратегии; жанровый репертуар сочетает традиционные детские жанры, научно-популярную литературу для детей и новые форматы индустрии развлечений (мультфильм, компьютерная игра); в тематическом поле преобладают современные мультфильмы, игры (компьютерные, настольные, подвижные), история изобретений, микромир и др. Ценности и оценки не акцентируются.
Ключевые слова: дискурс, ребенок, стратегии, жанры, темы дискурса
Библиография:
1. Coulthard M. An Introduction to Discourse Analysis. London, 1977.
2. Van Dijk Teun A. Handbook of Discourse Analysis // Discourse and Dialogue. London: Academic press, 1985.
3. Дискурсивные слова русского языка: опыт контекстно-семантического описания / под ред. К. Киселевой, Д. Пайяра. М.: Метатекст, 1998. 447 с.
4. Кобозева И. М. Полисемия дискурсивных слов и попытка ее разрешения в контексте предложения (на примере слова вот) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: тр. Междунар. конф. «Диалог 2007». Бекасово, 30 мая – 3 июня 2007. С. 250–255.
5. Чернявская В. Е. Фантомы и синдромы дискурсивной парадигмы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. Вып. 1. С. 54–61.
6. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.
7. Крафт Б. Реализация инструктивного диалога шестилетними школьниками // Психолингвистика: сб. ст. / сост. А. М. Шахнарович; общ. ред. А. М. Шахнаровича. М.: Прогресс, 1984. С. 260–281.
8. Казаковская В. В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок» (на материале русского языка): автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2006. 39 с.
9. Кощеева О. В. Становление речежанровой компетенции в онтогенезе (на материале речевых жанров «рассказ», «бытовой разговор», «ссора») // Филологические этюды: сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. Саратов, 2011. Вып. 14, ч. III. С. 102–110.
10. Зубкова Т. И. О двух тенденциях речевого онтогенеза и разных стратегиях построения вербального текста // Детская речь как предмет лингвистического исследования: материалы Международной конференции. Санкт-Петербург, 31 мая – 2 июня 2004 / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Наука, 2004. С. 100–104.
11. Цейтлин С. Н. К вопросу об онтогенезе монологического текста // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы Междунар. науч. конф., посвященной памяти профессоров И. Н. Горелова и К. Ф. Седова. 12–14 ноября 2012 г. Саратов, 2012. С. 630–634.
12. Бирич И. А. Становление творческой сущности ребенка на различных этапах онтогенеза // «Три ключа» (педагогический вестник). М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2008. С. 31–35.
13. Воейкова М. Языковое и познавательное моделирование речи детей (на материале книги В. Н. Матонина «Голоса из пятой квартиры») // Санкт-Петербургская школа лингвистики: К юбилею доктора филологических наук профессора С. Н. Цейтлин: сб. науч. ст. / редкол.: Т. А. Круглякова (отв. ред.), Т. В. Кузьмина. СПб., 2013. С. 19–32.
14. Доброва Г. Р. Возрастная социолингвистика: к постановке вопроса // Проблемы онтолингвистики – 2007: материалы Междунар. конф. СПб., 2007. С. 57–64.
15. Базжина Т. В. Специфика русской воспитательной коммуникации // Проблемы онтолингвистики – 2009: материалы Междунар. науч. конф. СПб., 2009. С. 6–12. URL: http://old.lrc-press.ru/downloads/t-02.pdf (дата обращения: 19.03.2017).
16. Данюшина Л. А. Детский дискурс как феномен формирующейся языковой личности: дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2014. 207 с.
17. Бутакова Л. О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4 (49). С. 21–32.
18. Гаврилова Т. О. Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты (на материале русского языка): дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 181 с.
19. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
20. Седов К. Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров. Повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 7–38.
21. Орлова Н. В. Речь школьника: изживание «детской языковой системы» // Вестник НГУ. 2012. Т. 11, вып. 2. С. 14–18.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 888