КОГНИТИВНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСИВНЫХ ФРАГМЕНТОВ РЕЛИГИОЗНОЙ ТЕМАТИКИ В РЕЧИ ДИАЛЕКТОНОСИТЕЛЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-19-26
Изучение традиционного сознания, особенностей мировидения носителей народной культуры на материале текстовых корпусов диалектной речи является актуальной задачей лингвокультурологии и когнитивной лингвистики. Репрезентативные текстовые собрания обыденной диалектной речи сравнительно недавно стали источником реконструкции традиционной картины мира. Цель работы – исследование роли и содержания религиозных знаний и представлений в картине мира диалектоносителей. Анализ дискурсивных фрагментов религиозной тематики, выделенных из общего потока речи, показал, что религиозный компонент является значимой частью общей картины мира и языкового сознания носителей народной традиции. Коммуникативные особенности изученных тематических фрагментов – «сгущение» метаязыковой рефлексии – свидетельствуют о том, что элементы религиозной картины мира осмысляются диалектоносителями как важная составляющая своей культурной идентичности.
Ключевые слова: традиционная народная культура, диалект, картина мира, языковое сознание, мета-языковая рефлексия
Библиография:
1. Тарасов Е. Ф. Образ России: методология исследования // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 69–73.
2. Мащенко С. П. Дидактический потенциал «народного православия» в обучении русскому языку как иностранному // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 3 (47). Серия: Гуманитарные науки (Филология). С. 90–95.
3. Крючкова О. Ю. Диалектологический корпус как источник лингвокультурологического изучения русских народных говоров // Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 67–84.
4. Быстров С. И. Поморское согласие в Саратовском крае со второй половины XVII столетия до 80-х гг. XIX века. Опыт исторического исследования. Саратов: Издание В. З. Яксанова, 1923. 26 с.
5. История с. Самодуровки по воспоминаниям Е. И. Круглова. Дооктябрьский период (апрель 1963 г.) // Материал из фонда Вольского краеведческого музея. Ф. 4. Д 233. С. 1–6.
6. Бибикова М. Ю. Старообрядчество г. Вольска и Вольского уезда XVII–XIX веков // Саратовское Поволжье в панораме веков: история, традиции, проблемы. Саратов, 2000. С. 186–189.
7. Буранова А. И. Тематическая организация диалектной речи: квантитативный анализ // Известия Саратовского ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12, вып. 3. С. 35– 38.
8. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание / отв. ред. Н. И. Толстой. 2-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2014. 192 с.
9. Никитина С. Е. Старообрядчество как конфессиональная культура: взгляд этнолингвиста // История и география русских старообрядческих говоров. М., 1995. С. 84–92.
10. Краткая энциклопедия славянской мифологии. URL: http://sueverija.narod.ru/Prazdnic/Apr/23Yrii.htm#Краткая_энциклопедия_славянской_мифологии_ (дата обращения: 07.12.2017).
11. Гольдин В. Е., Крючкова О. Ю. Русская диалектология. Коммуникативный, когнитивный и лингвокультурный аспекты. Саратов: Наука, 2010. 120 с.
12. Крючкова О. Ю. Метаязыковая и метакоммуникативная рефлексия как результат социально-культурных различий между коммуникантами (на материале русской диалектной речи) // Русский язык сегодня. Вып. 5: Проблемы речевого общения. М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 259–268.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 19 — 26
Скачиваний: 723