ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ: КРЕАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ИЛИ МОШЕННИЧЕСТВО?
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-14-18
Исследуется одно из современных феноменов медийного пространства – фейковые новости. Для обозначения анализируемого явления в разных исследовательских парадигмах существует большое количество терминов: фейковые новости, фальшивые новости, медиамистификация, информационные вбросы, медиафейк. Термин «фейковые новости» признается наиболее удачным, так как он соответствует жанроведческому ракурсу изучения данного феномена и в нем отражена доминантная роль использования фейковых новостей как ведущего средства информационно-психологической войны. Представлен анализ структуры, лингвопрагматических и дискурсивных особенностей фейковых новостей. Дано несколько советов, как распознать фейковые сообщения в массмедийном дискурсе. Советы могут быть полезны не только рядовым читателям, но и журналистам – тем, кто создает новости.
Ключевые слова: фейковые новости, медийное пространство, ценностный конфликт, манипуляция, информационно-психологическая война
Библиография:
1. Баринов Д. Н. Политический дискурс в социальных медиа: специфика производства и факторы эффективности // Политика и общество. 2016. № 6 (138). С. 755–764.
2. Харитонов В. В. Трансформация медиа: фильтры в информационной архитектуре // Россия между модернизацией и архаизацией: 1917–2017 гг.: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. Гуманитарного ун-та, 11– 12 апреля 2017 года: доклады / редкол. Л. А. Закс и др.: в 2 т. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. Т. 1. С. 312–314.
3. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6, № 2. С. 143–169.
4. Корецкая О. В. Концепт post-truth как лингвистическое явление современного англоязычного медиадискурса // Филол. науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73): в 3 ч. Ч. 3. С. 136–138.
5. Корецкая О. В. Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (75): в 2 ч. Ч 1. С. 118–120.
6. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 112–123.
7. Иссерс О. С. Феномен медиафейка: от пародии до обмана // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015 года): в 15 т. / Ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. Т. 13. С. 18–24.
8. Klein D. O., Wueller J. R. Fake News: A Legal Perspective // Journal of Internet Law. Apr. 201). Р. 5–13.
9. Ершов Ю. М. Фейковые новости как паразит социальных сетей // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / сост. О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 37–39.
10. Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России. URL: http://www.mid.ru/nedostovernie-publikacii (дата обращения: 28.10.2017).
11. Facecheck. URL: https://fakecheck.rt.com (дата обращения: 29.10.2017).
12. Авцинова Г. И. Тенденции информационной войны против России // Обозреватель. 2011. № 7. С. 37–49.
13. Кошкарова Н. Н., Руженцева Н. Б. Противоборство или война: как информация в западных СМИ создает деструкцию дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4 (49). Тамбов: Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2016. С. 129–134.
14. Tarran B. Why facts are not enough in the fight against fake news // Significance. Vol. 15, is. 5. October 2017. Р. 6–7.
15. Белоедова А. В. О фактах и фактоидах в современных журналистских текстах // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). С. 89–94.
16. Прилукова Е. Г. Принуждение, транслируемые образы и нормы как социально-психологические феномены власти в современных средствах массовой информации // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Психология. 2011. № 42 (259). С. 91–93.
17. Беляев Д. Разруха в головах. Информационная война против России. СПб.: Питер, 2015. 256 с.
18. Морозова С. Как распознавать фейк: пособие для журналистов и пользователей соцсетей. URL: https://adindex.ru/news/adyummy/2015/10/8/128695.phtml (дата обращения: 27.10.2017).
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 14 — 18
Скачиваний: 1149