ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-157-161
Затронута одна из актуальных тем дефектологического образования: повышения мотивации к самокоррекции и самоконтролю у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. У детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-речевой процесс на логопункте детского сада продолжается два-три года. За это время необходимо помочь детям исправить дефекты всей системы языка: звукопроизношения, лексико-грамматической стороны, связной речи. Необходимость обследования и формирования устойчивой мотивации к коррекционно-речевой работе обусловлена низким уровнем интереса старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи к логопедическим занятиям, поскольку они требуют от ребенка усидчивости, а эти качества появляются у детей позже. Выделено три этапа диагностики, необходимых при комплексном обследовании детей с тяжелыми нарушениями речи. Первый этап – речевая диагностика, второй этап – изучение мотивации детей, третий этап – анкетирование родителей для выявления интересов ребенка. Акцентировано внимание на этапе изучения мотивации к логопедическим занятиям с целью выявления условий формирования устойчивой мотивации у детей с тяжелыми нарушениями речи. Продемонстрированы диагностические параметры мотивационного компонента, уточнена их связь с логопедическими заданиями.
Ключевые слова: тяжелые нарушения речи, мотивация, интерес к логопедическим занятиям, диагностика мотивации
Библиография:
1. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Волгоград, 2011. 297 с.
2. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
3. Воробьева В. К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии / под ред. В. И. Селиверстова, С. Н. Шаховской. М., 1980. 141 с.
4. Запорожец А. В. Психология. М., 1995. 188 с.
5. Козина И. Б. Формирование мотивации к учению у дошкольников с нарушением произношения: дис. … канд. пед. наук. М., 1995. 174 с.
6. Романова Е. С. Психодиагностика: учеб. пособие. СПб., 2006. 400 с.
7. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416 с.
9. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979. 453 с.
10. Белянин В. П. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: дис. … канд. филол. наук. М., 1983. 296 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 157 — 161
Скачиваний: 889