ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ЧЕЛОВЕКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-129-133
Необходимость развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте продиктована не только современными нормативными документами в области образования, сензитивностью дошкольного возраста, но и потребностью общества в гуманных отзывчивых людях. К настоящему времени в педагогической литературе имеются достаточные теоретические предпосылки для изучения феномена эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте; педагогические исследования обращались к различным средствам для развития эмоциональной отзывчивости у детей: театральной деятельности, художественной литературе, музыкальной деятельности. Музыка представляет собой уникальное и многогранное средство педагогического воздействия. Применение музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников опирается на сущностные характеристики самой музыки. Отвечая психофизиологическим показателям переживания эмоций (выразительные движения (мимика, пантомимика), дыхание, интонирование), музыка своими средствами может моделировать любые экспрессивные симптомы эмоциональных реакций. Применение музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников должно учитывать недостаточный субъектный опыт эмоционального переживания детей. Следовательно, для организации занятий по развитию эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста предлагается поэтапный механизм, учитывающий сущностные характеристики музыки как средства, особенности возраста детей, их музыкальные предпочтения.
Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, дошкольный возраст, дошкольное образование, музыка, субъектный опыт
Библиография:
1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
2. Россолимо Г. И. Искусство, больные нервы и воспитание (по поводу «декадентства»). М., 1901. 52 с.
3. Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
4. Панаиотиди Э. Г. Почему мы слушаем грустную музыку? К проблеме отрицательных эмоций // Вестн. Самарской гуманитарной академии. 2008. № 2 (4). С. 157–175.
5. Mew P. The Expression of Emotion in Music // British Journal of Aesthetics. 1985. Vol. 25 (1).
6. Гарипова Н. М. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия музыки // Внемузыкальные компоненты композиторского текста: межвузовский сб. статей. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. C. 101–117.
7. Каган М. С. Целостная концепция // Советская музыка. 1985. № 1. С. 71–79.
8. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. 376 с.
9. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). М., 1979. 190 с.
10. Kivy P. Feeling the Musical Emotions // British Journal of Aesthetics. 1999. Vol. 39 (1).
11. Якобсон П. М.Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 292 с.
12. Davies S. The Expression of Emotion in Music. 1980. 353 р. Рр. 82–83.
13. Donald C. The Sentiment in Musical Sensibility // Journal of Aesthetics and Art Criticism.1982. № 40. P. 390–391.
14. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 320 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 129 — 133
Скачиваний: 876