СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ТЕКСТА КАК КОММУНИКАТИВНОЙ ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-123-128
Рассматриваются вопросы восприятия, понимания, интерпретации и порождения учебного текста как коммуникативной знаковой системы, используемой в процессе обучения. Сформулированные теоретические положения, с позиции которых можно анализировать когнитивно-семантическое содержание учебных текстов, особенности их проектирования с целью достижения понимания и повышения качества образования, проиллюстрированы примерами математических учебных текстов. Разработанные учебные тексты (исследовательские задания-вызовы, тексты-диалоги, методические рекомендации, тексты-приложения, исторические экскурсы и др.) позволяют для каждого обучающегося создать свой контекст, индивидуализировать обучение, лучше понять процессы отражения на разных его уровнях и формирования личности в обучении, реализовать учебный процесс по проектированию собственных новых образовательных продуктов, учебных текстов в процессе изучения математики. Учебные тексты должны подготовить обучающихся к самостоятельному чтению учебной, научно-популярной и научной литературы, способствовать освоению материала на творческом уровне, накоплению опыта критического, творческого мышления, опыта проведения проектно-исследовательской работы.
Ключевые слова: семантика, учебный текст, диалогизация, компетентностный подход к обучению, понимание и проектирование учебного текста по математике
Библиография:
1. Бейлинсон В. Г. Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий. М., 1986. 286 с.
2. Гельфман Э. Г. Конструирование учебных текстов по математике, направленных на интеллектуальное воспитание учащихся основной школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004. 46 с.
3. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 185 с.
5. Ковшова Ю. Н. Исследование эффективности использования математического текста в обучении геометрии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2002. 119 с.
6. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
7. Родос В. Б. Теория и практика полемики: метод. пособие. Томск: Томский государственный университет, 1989.
8. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.
9. Кубрякова Е. С. Текст и его понимание // Русский текст. 1994. № 2. С. 18–27.
10. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 8 (123). С. 160–166.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 123 — 128
Скачиваний: 835