ПРОБЛЕМА ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ И ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЗИКИ В ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-56-62
Отражены проблемы инженерного образования, которые проявляются в настоящее время и в школе, и в вузе. К ним относятся низкие стартовые возможности абитуриентов – слабые фундаментальные знания, недостаточная самостоятельность, слабая мотивация к учебной и будущей профессиональной деятельности, уменьшение интереса к техническому образованию. В проведенных исследованиях выявлена низкая мотивация учащихся и студентов к изучению предмета. Проанализированы методы по решению проблемы ориентации учащихся на инженерные специальности, используемые в настоящее время, и предложен вариант решения проблемы – введение пропедевтических курсов практической направленности для учащихся 5–6-х классов. Преподавание курса построено на основе совместного обсуждения содержания новых знаний, пополнения знаний учащихся об ученых и пользе их открытий, организации наблюдений и выполнения простых модельных опытов, конструировании простейших устройств. В результате этого ученики приобретают некоторые практические, технологические, информационные умения. Проведенное исследование показывает появление у них мотивации к изучению физики и развитие познавательного интереса к предмету. Описан курс для 6-го класса, где ученики знакомятся с великими открытиями и их инженерными и бытовыми воплощениями, и приведены результаты, отражающие значимость курса.
Ключевые слова: проблемы инженерного образования, уменьшение интереса к техническому образованию, элективный курс практической направленности для учащихся 5–6-х классов, развитие мотивации на изучение физики
Библиография:
1. Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/ (дата обращения: 14.07.2017).
2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 12.12.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138990/ (дата обращения: 22.09.2017).
3. Мустафина Д. А., Ребро И. В., Рахманкулова Г. А. Негативное влияние формализма в знаниях студентов на формирование инженерного мышления // Инженерное образование. 2011. № 7. С. 10–15.
4. Назаров П. А. Анализ результатов ЕГЭ-2016 по физике в Томской области // Анализ результатов ЕГЭ-2016 по русскому языку, математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, иностранным языкам обществознанию, литературе в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации / под общ. ред. П. И. Горлова. Томск: Дельтаплан, 2016. С. 71–88.
5. Назаров П. А. Анализ результатов ЕГЭ-2017 по физике в Томской области // Анализ результатов ЕГЭ-2017 по русскому языку, математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, иностранным языкам обществознанию, литературе в Томской области: информационно-аналитический отчет и методические рекомендации / под общ. ред. Е. Н. Стародубцевой. Томск: Дельтаплан, 2017. С. 86–107.
6. Склярова Е. А., Ерофеева Г. В., Пескова Е. С. Информационно-коммуникационные технологии в вузе и школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 74–76.
7. Румбешта Е. А., Кисленко Е. С. Пропедевтический курс по физике для 5–6-х классов как средство развития интереса к предмету и его практической составляющей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 57–63. DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-57-63.
8. Кисленко Е. С. Ориентация младших школьников на изучение физики через организацию элективных курсов практической направленности // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (1–2 ноября 2016 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 99–102.
9. Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования // Концепт. 2014. № 11 (ноябрь). С. 111–115. URL: http://e-koncept.ru/2014/14319.htm (дата обращения: 31.08.2017).
10. Об «Эффективных педагогических средствах ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии». URL: http://ikt.ipk74.ru/forum/messages/forum53/topic155/message2943/#message2943 (дата обращения: 31.08.2017).
11. Школа Росатома. URL: http://rosatomschool.ru/ (дата обращения: 31.08.2017).
12. Уэст Д., Паркер С. 53/2 открытия, которые изменили мир и кое-что еще. М.: Росмэн, 1994. 60 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ
Страницы: 56 — 62
Скачиваний: 766