ОРИЕНТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-42-47
Обучение в вузе требует от первокурсников определенной готовности к нормам и условиям новой образовательной среды. Неспособность справиться с предъявляемыми трудностями может стать причиной демотивации к учебной деятельности и выбывания учащихся из вуза по собственному желанию. Центральная идея исследования – образование для благополучия учащихся через совершенствование личности и создание психологически комфортной образовательной среды. Описаны факторы, находящиеся в зоне ответственности преподавателей и учащихся, и определяющие успешность интегрирования учащихся в учебный процесс вуза. Представлены результаты анкетирования студентов 1-го курса различных направлений профессиональной подготовки. Предлагаются организационные формы оптимизации рассматриваемой проблемы в аспекте единства личностно-смыслового и когнитивного развития. Данные, полученные эмпирическим путем, могут послужить основой для разработки ориентационных программ для первокурсников; способствовать решению практической проблемы преодоления бессубъектности образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: переходный период «школа – вуз», трудности периода адаптации, самосовершенствование, самосознание, субъект-субъектные отношения, ознакомительная практика, организационно-деятельностная игра
Библиография:
1. Astin A. W. What matters in college? Four critical years revisited. San Francisco: Jossey-Bass Higher and Adult Education Series, 1993. 482 p.
2. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 289 с.
3. Лагерев В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: НИИВО, 1991. 48 с.
4. Смирнова А. С. «Трудности в учении» и «педагогическая поддержка» как категории педагогики высшей школы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2007. № 302. С. 205–207.
5. Tinto V. Leaving college: Rethinking the causes and cures of student attrition. Chicago: University of Chicago Press, 1993. 296 p.
6. Tinto V. Dropping out and other forms of withdrawal from college // Increasing students retention / ed. by L. Noel, R. Levitz, D. Saluri. San Francisco: Jossey-Bass, 1985. P. 28–43.
7. Шураев В. Н. Самопознание и воспитание объективной самооценки // Актуальные проблемы педагогических исследований: ІV аспирант. чтения: сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка. Минск, 2005. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/4276 (дата обращения: 20.07.2017).
8. Sax L. J., Arredondo M. Student Attitudes Toward Affi rmative Action in Higher Education: Findings From a National Study // Research in Higher Education. 1999. № 4. P. 439–459.
9. Fullan M. Choosing the wrong drivers for whole system reform. Centre for Strategic Education Seminar Series Paper No. 204. Melbourne: Centre for Strategic Education, 2011. 20 p.
10. Pascarella E., Terenzini P., Wolfl e L. Orientation to college and Freshmen persistence/withdrawal decision // Journal of Higher Education. 1986. Vol. 57, № 2. P. 155–175.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. Т. 1. 816 с.
12. Ковалева Т. М., Жилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Научно-методическая серия: Новые ценности образования. 2010. Т. 1, № 43. С. 91–103.
13. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. М., 1983. С. 115–142.
14. Ухтомский А. А. Доминанта. М.: Наука, 1966. 271 с.
15. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 42 — 47
Скачиваний: 749