ТЬЮТОРСТВО КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-37-41
Дается описание образовательной практики тьюторства в контексте вызовов индивидуализированного общества. Обозначены проблемы, с которыми сталкивается человек в индивидуализированном обществе, среди которых рост неопределенности жизни, отсутствие четких ориентиров. Ситуация неопределенности усложняет планирование человеком своей жизни, постановку им долгосрочных жизненных целей. Человек ощущает беспомощность, он дезориентирован и не может контролировать события, его жизнь теряет целостность, становится фрагментарной. Названы умения, позволяющие человеку жить в обществе нестабильности, такие как умение определять свои ценности, самостоятельно находить ресурсы для реализации своих целей, организовывать свою деятельность и осуществлять ее рефлексию. Рассмотрены различные подходы к осмыслению понятия «индивидуализация образования», разграничены понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». Индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, индивидуализация образования – это широкое понятие, подразумевающее субъектную позицию обучающегося, обращение к его интересам и потребностям, развитие у обучающегося самоконтроля, саморефлексии, самопланирования. Раскрыта сущность практики тьюторства как эффективной практики индивидуализации. Открытая, гуманная позиция тьютора, расширяющая образовательное пространство тьюторанта и способствующая его саморазвитию, противопоставлена авторитарной, директивной позиции педагога, ограничивающей образовательное пространство обучающегося и блокирующей его самостоятельность. Отмечена роль диалогической позиции педагога в реализации практики тьюторства. Поскольку практика тьюторства позволяет человеку осмыслить свою жизнь и формирует ряд умений, необходимых для достойной жизни в ситуации нестабильности, ее следует применять в образовании для преодоления вызовов индивидуализированного общества.
Ключевые слова: индивидуализированное общество, индивидуализация образования, тьюторство, тьютор, диалогическая позиция, тьюторская позиция педагога
Библиография:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.08.2017).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/054d099ba783eaf7575fa99315e7145410884299/#dst100003 (дата обращения: 28.07.2017).
3. Гуремина Н. В. Анализ Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС основного общего и среднего общего образования в контексте индивидуализации современного образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12 (часть 3). С. 410–411.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
5. Иноземцев В. Л. Зигмунт Бауман и его индивидуализированное общество // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 142–145.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Коменский Я. А. Великая дидактика. URL: www.studfi les.ru/preview/6023791 (дата обращения: 12.08.2017).
8. Ковалева Т. М. Лекция «Индивидуализация образования». URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/16174.html (дата обращения: 12.08.2017).
9. Рожков М. И. Индивидуализация образования – целевой ориентир образовательного процесса // Казанский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 67–70.
10. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.,1992. 154 с.
11. Малиновская Ю. Н., Кевля Ф. И. Влияние системы ценностей подростка на формирование его профессиональной направленности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 12 (177). С. 56–59.
12. Кевля Ф. И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. Вологда, 2009. 226 с.
13. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 572 с.
14. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012. 246 с.
15. Волошина Е. А., Жилина М. Ю. Контекст и условия введения тьюторства в современной школе // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010. С. 15–26.
16. Ковалева Т. М. Основные схемы тьюторского сопровождения // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. М., 2010. С. 27–41.
17. Дудчик С. В. Тьюторское сопровождение: диалогическая позиция тьютора // Человек и образование. 2017. № 1. С. 99–101.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ
Страницы: 37 — 41
Скачиваний: 816