ОБРАЗЫ ИГРУШЕК В СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ПРОЗЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ С. К. ДАНИЛОВА «ПРИНЦЕССА АГАШКА В СТРАНЕ НЕВЕДОМЫХ ЗВЕРУШЕК», В. В. ШКАЛИКОВА «ПЕГАСИК», Ю. С. БУРКИНА «ГОД ПРИНЦЕССЫ БУКАШКИ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-11-211-217
Анализируются образы игрушек в произведениях сибирских писателей начала XXI в.: повести-сказке С. К. Данилова «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек», В. В. Шкаликова «Пегасик», Ю. С. Буркина «Год принцессы Букашки». Игрушка, имеющая древнейшее происхождение и совмещавшая в себе обрядово-сакральные, игровые, психологические функции, является одним из классических образов детской литературы. Все эти свойства поразному отражаются в произведениях сибирских авторов. В повести-сказке С. К. Данилова старые игрушки выполняют функции помощников, проводников, хранителей знаний, служат зеркальным отражением внутреннего мира Агашки, а также олицетворяют состояние покинутости и заброшенности, способствуют формированию важных личностных качеств главной героини. Старым куклам, олицетворяющим истинные ценности (доброта, дружба, милосердие), противопоставляются куклы Синди, символизирующие ценности эпохи потребления. Преодолев искушения, связанные с проблемой выбора жизненных идеалов, Агашка покидает игровую площадку Страны Неведомых Зверушек и отправляется в реальный мир состоявшейся личностью. В «Пегасике» В. В. Шкаликова в образе деревянной солонки обнаруживаются древнейшие солярные образы-символы (крылатый конь, птица), имеющие важное культурно-историческое значение. Акт творения игрушки, созданной из природного материала, приводит к пробуждению и в прямом смысле к оживлению неодушевленного материала, становится толчком, побуждающим героев к поиску смысла существования. В цикле рассказов Ю. С. Буркина «Год принцессы Букашки» игрушки выполняют важную функцию оберега. Помимо этого в произведениях сибирских авторов обнаруживаются отсылки к классической детской литературе – произведениям А. Н. Толстого, Саши Черного, А. Барто, Н. Носова и т. д.
Ключевые слова: С. К. Данилов, В. В. Шкаликов, Ю. С. Буркин, «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек», «Пегасик», «Год принцессы Букашки», детская литература, образы игрушек
Библиография:
1. Данилов С. К. Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек: повесть-сказка для детей младшего и среднего возраста. Томск: б. и., 2004. 77 с. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-540/ (дата обращения: 14.10.2016).
2. Малахиев-Мирович В. Воспитательное значение игрушки // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. под ред. Н. Д. Бартрам. М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. С. 140–197.
3. Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование, 2008. № 3. С. 62–71.
4. Костюхина М. С. Игрушка в детской литературе. М.: Алетейя, 2008. 208 с.
5. Андреева И. Вещно-предметный мир ребенка: модные тенденции в зеркале детской литературы // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: сб. науч. ст. / науч. ред., сост. В. Я. Аскарова. Челябинск, 2010. С. 113–128. URl: https://refdb.ru/look/1538975-pall.html (дата обращения: 01.05.2017).
6. Ковычева Е. И. Народная игрушка: учеб.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество». URl: http://iknigi.net/avtor-elena-kovycheva/116011-narodnaya-igrushka-elena-kovycheva/read/page-2.html (дата обращения: 5.07.2017).
7. Ожегов С. И. Толковый словарь. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 09.08.2017).
8. Лотман Ю. М. Куклы в системе культуры / Ю. М. Лотман. Избранные статьи. URL: http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html (дата обращения: 11.06.2017).
9. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
10. Бартрам Н. Д. Игрушка и начатки ручного труда // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. / под ред. Н. Д. Бартрам: М.: Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. С. 237–245.
11. Буркин Ю. С. Год принцессы Букашки. URL: http://e-libra.su/read/326801-god-printcessi-bukashki.html (дата обращения: 20.06.2017).
Выпуск: 11, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ТВОРЧЕСТВО СИБИРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XXI ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Страницы: 211 — 217
Скачиваний: 817