КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-11-41-45
Освоение учащимися старших классов основ концептуального анализа ведет к формированию у них текстовой компетенции. В настоящее время не существует общепринятого определения понятия «концепт», имеется несколько методик концептуального анализа. В разных областях науки исследователи акцентируют внимание на той или иной стороне концепта. Приводится обзор некоторых методик осуществления концептуального анализа текста и слова, принятых как в когнитивной лингвистике и когнитивной поэтике, так и в методике обучения русскому языку. Предложен уточненный вариант концептуального анализа, разработанного в коммуникативной стилистике текста, адаптированный к школьной практике формирования у обучаемых текстовой компетенции. Данная методика иллюстрируется на примере концепта «смерть», вербализованного в стихотворении О. Э. Мандельштама. Подобную работу целесообразно проводить в рамках элективного курса в связи с отсутствием соответствующих часов в школьной программе. Данная работа осуществляется под постоянным контролем учителя, так как школьникам необходимо разъяснение научных понятий, помощь в пошаговом осуществлении работы. Важно использование различных словарей (толкового, энциклопедического, этимологического, словарей синонимов, антонимов и др.). Задача на данном этапе – найти нужные словарные статьи, проанализировать их с точки зрения совпадения/расхождения семантики и актуального смысла ключевых единиц, отраженных в словаре и в стихотворении поэта, актуализирующих основные признаки концепта. Не менее значим последний этап работы – обобщение и формулировка собственного мнения относительно содержания концепта.
Ключевые слова: концепт, методика концептуального анализа, текстовая компетенция
Библиография:
1. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 c.
2. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
3. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Изд-во МГУ, 1996. 245 с.
4. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Саратовский гос. ун-т, 2003. 280 с.
5. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
6. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник; практикум. М.: Флинта: Наука, 2005. 496 с.
7. Мишатина Н. Л. Развитие речи учащихся на основе концептуального анализа слова // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 19–22.
8. Шутан М. И. Что это за предмет такой – «русский язык и литература»? // Литература – Первое сентября. 2016. № 1. С. 55–59.
9. Судакова Н. А. Концептуальный анализ текста на уроке русского языка в старших классах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 10 (138). С. 222–227.
10. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений в четырех томах. Т. І. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. 704 с.
11. Стратановский С. Творчество и болезнь. О раннем Мандельштаме // Звезда. 2004. № 2. С. 210–221.
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование: Оникс, 2012. 1376 с.
Выпуск: 11, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 41 — 45
Скачиваний: 889