КОГНИТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ КРЕАТИВНОГО ТЕКСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-10-88-95
Рассматривается креативность художественного текста и когнитивная база лингвокреативных процессов, лежащих в основе создания и функционирования художественного текста как многогранного целого. При выявлении когнитивных параметров, лежащих в основе процессов «креативизации» текста как структурно-концептуального единства, обосновывается гипотеза о креативном тексте как творческом отклонении от автоматизированных конвенциональных структур текста на структурном, коммуникативном, концептуальном, семиотическом уровнях. Результаты исследования демонстрируют многоуровневую организацию креативного текста, в основе которой лежат когнитивные процессы ассоциативного соположения элементов опыта, их аналогового трансфера, амбивалентности, концептуальной интеграции и выдвижения. Данные процессы являются ключевыми процессами в художественной модели креативного текста и порождают структурные, семантические и символические трансформации, отсылающие к существующим архетипам. Креативность текста состоит в преднамеренной актуализации семиотического уровня текста, что влечет за собой трансформации на других уровнях.
Ключевые слова: лингвокреативность, аналогия, ассоциирование, амбивалентность, концептуальная интеграция, выдвижение
Библиография:
1. Halliwell J. O. Popular Rhymes and Nursery Tales: A Sequel to the Nursery Rhymes of England. L.: John Russel Smith, 1849. 276 p.
2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
3. Лотман Ю. М. Ян Мукаржовский – теоретик искусства // Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства: пер. с чешск. М.: Искусство, 1994. С. 8–32.
4. Плотникова С. Н. Концептуальный стандарт жанра фэнтези // Жанры речи: сборник научных статей. Саратов: Колледж, 2005. Вып. 4: Жанр и концепт. С. 262–272.
5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка: учебник. М.: Флинта: Наука, 2008. 464 с.
6. Гридина Т. А. «Делать из мухи слона»: ассоциативная проекция игрового слова в художественном тексте // Лингвистика креатива: коллективная монография / под общ. ред. проф. Т. А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2012. С. 272–288.
7. Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 415 с.
8. Ward T. B., Kolomyts Y. Cognition and Creativity // The Cambridge Handbook of Creativity / J. C. Kaufman, R. J. Sternberg (Eds.). N.Y.: Cambridge University Press, 2010. P. 93–112.
9. The MIT Encyclopedia of the Cognitive Sciences / R. A. Wilson, F. C. Keil (Eds.). Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1999. 1096 p.
10. Evans V. A Glossary of Cognitive Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. 2007. 239 p.
11. Children’s Classic Stories: Fairytales, Fables and Folktales / B. Gallagher (Ed.). Miles Kelly Publishing, 2010. 262 p.
12. Thompson S. Motif-Index of Folk-Literature. 6 Vols. Revised and enlarged edition. Bloomington: Indiana University Press, 1955–1958.
13. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М.: Наука, 1976. 326 с.
14. Simpson J., Roud S. A Dictionary of English Folklore. Oxford: Oxford University Press. 2000. 411 p.
15. The English and Scottish Popular Ballads / Child F. J. (Ed.). N.Y.: Dover Publications, 2003. Vol. 1. 544 p.
16. Archetypes and Motifs in Folklore and Literature: A Handbook / Garry J., El-Shamy H. (Eds.). N.Y.: M.E. Sharpe, Inc., 2005. 515 p.
17. The Oxford Companion to English Literature. 6th edition. M. Drabble (Ed.). N.Y.: Oxford University Press, 2000. 1172 p.
18. Fries Ad de. The Dictionary of Symbols and Imagery. North-Holland Pub. Co., 1974. 523 p.
19. Топоров В. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2: Индоевропейские языки и индоевропеистика, кн. 2. М.: Языки славянских культур, 2006. 728 с.
20. Buck C. D. A Dictionary of Selected Synonyms in the Principal Indo-European Languages. A Contribution to the History of Ideas. Chicago: The University of Chicago Press, 1949. 1515 p.
21. Apperson G. L., Manser M. H. Dictionary of Proverbs. Wordsworth Editions Ltd., 2006. 656 p.
22. Jacobs A. M. Neurocognitive Poetics: Methods and Models for Investigating the Neuronal and Cognitive-affective Bases of Literature Reception // Frontiers in Human Neuroscience. 2015. Vol. 9. Article 186. URL: http://journal.frontiersin.org/article/10.3389/fnhum.2015.00186/full (дата обращения: 23.05.2017).
Выпуск: 10, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 10
Рубрика: ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ
Страницы: 88 — 95
Скачиваний: 774