ПРОЯВЛЕНИЕ КОЭВОЛЮЦИИ И СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-139-144
Обоснована актуальность модернизации образования на основе постоянно развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), влияющих на формирование современного образовательного пространства. Цель статьи – выявить и обосновать инновационные педагогические поиски в области использования постоянно совершенствующихся информационно-коммуникационных технологий в мировом образовании. Представлены результаты изучения вопроса об источниках новой образовательной среды. Установлено, что в современном образовании активно формируются и развиваются источники новой образовательной среды, которыми являются дистанционное обучение, учебные центры, процесс приобретения знаний на рабочем месте при помощи современных ИКТ, домашнее обучение с использованием Интернета. Описано проявление коэволюционного развития системы образования как объективного процесса, который состоит в том, что из всех возможных трансформаций тех или иных элементов системы образования остаются лишь взаимно совместимые (взаимное совмещение традиционного, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Приведены примеры использования ИКТ в процессе приобретения знаний как в образовательных учреждениях, так и в источниках новой образовательной среды (учебных центрах, на рабочем месте при помощи современных ИКТ, в домашнем обучении с использованием Интернета). Делается вывод о проявлении синергетического эффекта в новом облике, которое приобретает образование, ориентированное на приобретение знаний на протяжении всей жизни. Современное образование предполагает активное использование в процессе обучения Интернета и цифровых технологий (например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий), смену модели трансляции и сохранения знаний, управление обучающимся собственной образовательной траекторией и учебной деятельностью. Информационно-коммуникационные технологии выводят процесс обучения за рамки традиционных образовательных учреждений и обусловливают появление новых источников получения знаний.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, источники новой образовательной среды, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, модернизация образования
Библиография:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ: в ред. от 13.07.2015: с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (дата обращения: 03.02.2017).
2. Шаравский А. Г. Путин поручил создать «электронную школу» // Взгляд. Деловая газета. 2016. 5 января. URL: http://vz.ru/news/2016/1/5/787308.html (дата обращения: 11.02.2017).
3. Collins A., Halverson R.; foreword by Brown J. S. Rethinking Education in the Age of Technology: The Digital Revolution and Schooling in America. New York, NY: Teachers College Press, 2009. 176 p.
4. Философский словарь. URL: http://gufo.me/content_fil/kojevoljucija-13498.html (дата обращения: 13.02.2017).
5. Везиров Т. Г., Костина Е. А. Образовательные web-технологии в подготовке бакалавров и магистров педагогического образования // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2016. № 4. С. 39–49. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.04
6. Толстова О. С. Педагогические технологии: учебное пособие. Кинель: РИО СГСХА, 2016. Ч. 1. 131 с.
7. Романов Д. В., Нечаева О. Г. Когнитивный аспект трехмерного моделирования в структуре подготовки студентов агроинженерного вуза // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2011. № 3 (48). С. 91–94.
8. Смолеусова Т. В. Концепция личностно ориентированного подхода в образовании на основе проявления личности // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2016. № 6. С. 7–16. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1606.01
9. Толстова О. С. Возможности интерактивных методов обучения, используемых в США, в передаче четырех элементов содержания образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. № 4 (82). С. 18–22.
10. Толстова О. С. Методы реализации гуманистически направленного обучения в образовательных учреждениях США. Кинель: РИЦ СГСХА, 2007. 180 с.
11. Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113–117.
12. Бобкова Е. Ю., Баринова Е. П., Ипполитов Г. М., Кривцов А. И., Филатов Т. В. Методология науки: учебное пособие. Самара, 2012. 220 с.
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 139 — 144
Скачиваний: 978