ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В ЛАНДШАФТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-131-138
Освещается проблематика смены вида образовательной коммуникации в современном образовании. Дана характеристика современного коммуникативного ландшафта образования: коммуникативная составляющая рассматривается сегодня как один из факторов развития образования. Она определяет характер работы со знанием, приобретение участником образования своего индивидуального образовательного опыта, формирование особой культуры мышления. Обозначена проблематика поиска новых подходов к организации коммуникации преподавателем на учебном занятии в соответствии с задачами, определенными коммуникативным ландшафтом современного образования. Приводятся результаты научного эксперимента, которые проявляют вопрос определения и выработки нового коммуникативного сценария поведения преподавателя в учебной аудитории. Анализ эксперимента основан на феноменологическом описании прецедента организации коммуникации на учебном занятии. Авторы выделяют на основе анализа прецедента и стенограммы экспериментального занятия три возможных коммуникативных сценария для преподавателя: дидактический (традиционный: преподаватель является источником и регулятором коммуникации в учебной аудитории), «уход преподавателя» (преподаватель уходит с авансцены занятия через отказ от своих традиционных дидактических функций) и совмещение сценариев (преподаватель как соучастник коммуникации).
Ключевые слова: коммуникация в образовании, коммуникативное взаимодействие, коммуникативный ландшафт образования, коммуникативный сценарий на учебном занятии
Библиография:
1. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
2. Тарасенко М. Ландшафт новых технологий // Вопросы образования. 2014. № 22 (105). URL: http://vogazeta.ru/ivo/info/14384.html (дата обращения: 01.03.2017).
3. Фахрутдинова А. З., Петрова Г. И. Коммуникации в образовании и управлении: учеб.-метод. пособие. Томск: НЛТ, 2002. 288 с.
4. Кабрин В. В. Актуальные направления психологического сопровождения университетского образования. Томск: ЦПКЖК, 2002. 68 с.
5. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 1 (178). С. 9–16.
6. Балакина Л. Л. Коммуникативная онтология образования // Вестник Томского гос. ун-та. 2004. № 282. С. 123–125.
7. Гусаковский М. А., Ященко Л. А., Костюкевич С. В. и др. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / под ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2004. 279 с.
8. Браффи К. А. Образование как разговор // Теоретические вопросы образования / под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова, А. М. Корбута. Минск: БГУ, 2013. С. 317–332. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/104688/1/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%84%D1%84%D0%B8.pdf (дата обращения: 01.03.2017).
9. Никитина Л. А. Исследовательская компетентность и методическая подготовка педагога // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 198–201.
10. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 342 с.
11. Прозументова Г. Н. Переход к открытому образовательному пространству: Типологизация образовательной реальности инноваций: стратегия и методика гуманитарного исследования. Томск: Томский гос. ун-т, 2009. 448 с.
12. Инишев И. «Иконический поворот» в науках о культуре и обществе // Логос. 2012. № 1 (85). С. 184–211.
13. Mitchell W. J. T. Showing seeing: a critique of visual culture // Journal of Visual Culture. 2002. Vol. 1 (2). P. 165–181.
14. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для науки и образовательной практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. № 4 (10). С. 7–15.
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 131 — 138
Скачиваний: 900