ОТНОШЕНИЕ К МАТЕМАТИЧЕСКИМ ФЕНОМЕНАМ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-108-113
Целью данного исследования является определение всех вариантов отношения к математическому феномену, актуальных для системы образования, выявление некоторых особенностей обучения для каждого из этих вариантов. Для этого выделен набор из трех постулатов (постулат приоритетного результата учебно-математической деятельности, постулат дидактической актуальности компонентов деятельности, постулат приоритетного компонента учебно-математической деятельности), которым, по мнению авторов, удовлетворяет учебная деятельность, и показано, что в случае выполнения этих постулатов, с дидактической точки зрения, актуальны только два варианта отношения к математическим феноменам: 1) математический феномен как предмет деятельности (в частности, как информация для запоминания); 2) математический феномен как инструмент деятельности. Изучение математического феномена всегда начинается в ситуации, когда этот феномен выступает в качестве предмета деятельности. Однако для формирования полноценного, «объемного» представления об этом феномене преподаватель должен создать условия, среду обучения, в которых для обучаемого естественным образом возникает желание рассмотреть этот феномен как инструмент деятельности. Приведены примеры отражения этих вариантов отношения в теории и практике обучения математике. Указывается, что для восприятия учащимся математического феномена как разностороннего явления, связанного с другими математическими и нематематическими феноменами, необходимо, чтобы в учебном процессе были представлены оба варианта отношения к математическому феномену.
Ключевые слова: методика обучения математике, теория обучения
Библиография:
1. Афанасьев В. В., Смирнов Е. И. Математическое обоснование физических явлений как эффективный инструмент повышения учебной мотивации школьников // Материалы XIII Междунар. конф. «Физика в системе современного образования (ФССО-2015)». СПб.: Фора-принт. 2015. Т. 2. С. 318–322. URL: http://psme.herzen.spb.ru/psme_2015_volume_2.pdf (дата обращения: 17.03.2017).
2. Леонтьев А. Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 11–15.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2002. 720 с.
4. Мельников Ю. Б. Элементарная математика: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 2014, URL: http://lib.usue.ru/resource/free/14/MelnikovAlgebra5/index.html (дата обращения: 17.03.2017).
5. Мельников Ю. Б. Алгебра и теория чисел: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 2010, URL: http://lib.usue.ru/resource/free/12/MelnikovAlgebra4/index.html (дата обращения: 17.03.2017).
6. Мельников Ю. Б., Поторочина К. С. Алгебраический подход к математическому моделированию и обучению математической и «пред-математической» деятельности // Ярославский пед. вестник. Серия «Физико-математические и естественные науки». 2010. № 3. С. 19–24.
7. Мельников Ю. Б., Хрипунов И. В., Чоповда В. С. Алгебраический подход к стратегиям проектной деятельности // Известия Уральского гос. эконом. ун-та. 2014. № 2 (52). С. 115–123.
8. Мельников Ю. Б., Евдокимова Д. А., Дергачев Е. А., Успенский Д. А., Огородов М. С. Стратегии построения модели // Управленец. 2014. № 3 (49). С. 52–56.
9. Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Об особенностях контроля теоретической составляющей математической подготовки студентов факультета физики // Материалы XIII Междунар. конф. «Физика в системе современного образования (ФССО-2015)». СПб.: Фора-принт. 2015. Т. 2. С. 355–357. URL: http://psme.herzen.spb.ru/psme_2015_volume_2.pdf (дата обращения: 17.03.2017).
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 108 — 113
Скачиваний: 914