СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ (УРОВЕНЬ В2)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-128-133
Cтатья посвящена одной из основных проблем методики формирования межкультурной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов-филологов – разработке принципов отбора учебных текстов. С помощью анализа факторов, влияющих на функционирование любой педагогической системы, были разработаны и систематизированы восемь частных принципов отбора учебных текстов для формирования межкультурной компетенции. На основе общего фактора «учет целей обучения» выдвинуты принципы: коммуникативной ценности текста, межкультурной ценности текстов, воспитательной ценности текста, познавательной ценности текста и развивающей ценности текста. Опираясь на фактор «учет условий обучения», разработан принцип соответствия текста профилю вузовской подготовки иностранных студентов. На основе фактора «учет особенностей обучающихся» выдвинут принцип соответствия текста уровню языковой подготовки студентов и принцип учета родной культуры иностранных студентов. Описаны 12 показателей, позволяющих реализовать указанные принципы в процессе отбора учебных текстов. Разработанные принципы и показатели отбора были использованы в процессе работы с текстами для детского чтения. Была установлена возможность использования этих текстов в качестве учебного материала для формирования межкультурной компетенции иностранных студентов-филологов. Система принципов и показателей представлена в виде таблицы.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, межкультурная компетенция, принципы отбора текстов, тексты для детского чтения, народная педагогика
Библиография:
1. Гиниатуллин И. А. Развитие межкультурных умений чтения // Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного / под общ. ред. А. Л. Бердичевского. М.: Русский язык. Курсы, 2011. С. 114–150.
2. Равданжамц У. Развитие межкультурной компетенции при обучении чтению монгольских студентов-филологов: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2016. 248 с.
3. Журавлева Л. С., Зиновьева М. Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М.: Русский язык, 1984. 96 с.
4. Кулибина Н. В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Русский язык, 1987. 142 с.
5. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). М.: ВК, 2012. 336 с.
6. Малькова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения (немецкий язык в неязыковом вузе, факультет с расширенной сеткой часов): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 25 с.
7. Ушакова Н. Л. Формирование межкультурной компетенции студентов языкового вуза на основе аутентичных текстов (шведский язык как второй иностранный): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2010. 24 с.
8. Вторушина Ю. Л. Формирование межкультурной компетенции в контексте профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка (на материале преподавания английского языка с использованием народного фольклора): дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 218 с.
9. Ибрагимова А. Н. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе интерпретации иностранного художественного текста: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2008. 202 с.
10. Витлин Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1978. 168 с.
11. Московкин Л. В. Теоретические основы выбора оптимального метода обучения (русский язык как иностранный, начальный этап). СПб.: СМИО Пресс, 1999. 188 с.
12. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 271 с.
13. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
14. Тырхеева Н. С. Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку на языковых курсах (на материале французского языка, начальный этап): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 23 с.
15. Мамонтов А. С. Сопоставительное лингвострановедение и обучение иностранным языкам // Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания. М.: Филоматис, 2006. С. 155–163.
16. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 603 с.
17. Витлин Ж. Л. Методические рекомендации по учету психологических особенностей взрослых в процессе обучения иностранному языку. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1976. 110 с.
Выпуск: 7, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 128 — 133
Скачиваний: 955