ИЗУЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕДИАДИСКУРСА ПУБЛИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ НА КОЛЛЕКТИВНОГО АДРЕСАТА (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-32-40
Статья посвящена актуальной проблеме воздействия медиатекстов публичной информационно-медийной языковой личности на массового адресата с учетом значимых в прагматическом отношении факторов текстовой организации: автора, темы, заглавия, эмоциональной тональности, использования языковых и неязыковых средств. Исследование проведено на основе экспериментов по методике шкалирования с привлечением фокус-группы информантов-гуманитариев. В качестве материала исследования рассмотрены посты на разные темы в блоге Л. Улицкой и тексты газетной статьи и фрагментов авторской программы М. Веллера на радио «Эхо Москвы». Полученные результаты представляют интерес для теории речевого воздействия, медиалингвистики, коммуникативной стилистики текста.
Ключевые слова: публичная языковая личность, медиадискурс, прагматика медиатекста, рецептивный эксперимент
Библиография:
1. Горошко Е. И. Возникновение лингвистики новых медиа и перспективы развития этого направления // Гипертекст как объект лингвистического исследования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 20 июня 2013 г. / отв. ред. С. А. Стройков. Самара: ПГСГА, 2013. С. 27–41.
2. Ивченков В. И. Медиалингвистика как научное направление в сферах языкознания и журналистики // Медиалингвистика. Вып. 4: Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2015. С. 26–29.
3. Антонова Л. Г. Медиатекст: подходы к анализу медиапродуктов // Медиалингвистика. Вып. 4: Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. ст. / под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2015. С. 148–151.
4. Беляева Л. Н., Чернявская В. Е. Доказательная лингвистика: метод в когнитивной парадигме // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 3. С. 77–84.
5. Болотнова Н. С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 156 c.
6. Бутакова Л. О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. Вып. 4. С. 21–32.
7. Добросклонская Т. Г. Методы анализа видеовербальных текстов // Медиалингвистика. 2016. № 2 (12). С. 13–25.
8. Чернышова Т. В. Филологическое исследование медиакоммуникации: теоретико-методологические предпосылки и методы анализа текста и дискурса (ретроспектива) // Медиалингвистика. 2014. Вып. 1. С. 77–86.
9. Болотнов А. В. О некоторых особенностях современной информационно-медийной личности // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 2 (143). С. 52–55.
10. Улицкая Л. Мы наблюдаем старт нового автора. О романе Артура Соломонова «Театральная история». URL: https://snob.ru/profile/20613/blog/85364 (дата обращения: 07.03.2017).
11. Улицкая Л. Немножко – всегда! URL: https:// nob.ru/profile/20613/blog/99314 (дата обращения: 07.03.2017).
12. Зарецкая Е. Н. Прагматические аспекты убеждающей речи // Лингвистика речи. Медиастилистика: коллективная монография, посвященная 80-летию проф. Г. Я. Солганика. М.: Флинта: Наука, 2012. С. 116–131.
13. Болотнов А. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.
14. Авторская программа М. Веллера. Подумать только... 18 декабря 2016. URL: https://echo.msk.ru/programs/just think/1893954-echo/ (дата обращения: 07.03.2017).
15. Веллер М. Помянуть недобрым словом... // Аргументы и факты. № 37. 09.09.2015. URL: http://www.aif.ru/society/opinion/pomyanut_nedobrym_slovom (дата обращения: 07.03.2017).
Выпуск: 7, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 32 — 40
Скачиваний: 865