ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПАРТНЕРСКИХ СВЯЗЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ТАДЖИКИСТАНА (1867–1917)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-16-21
Показана позитивная динамика взаимовлияния российско-таджикских двусторонних отношений. В многостороннем взаимодействии России и Таджикистана образовательная составляющая является одной из главных. Образовательные, научные и просто человеческие связи имеют глубокие корни, они базируются на традициях и опыте русского и таджикского народа. Рассмотрены исторические предпосылки развития партнерских связей в сфере образования России и Таджикистана, а также основное содержание реформ в образовательной сфере на протяжении 1867–1917 гг., в результате которых и сформировались предпосылки партнерских связей между странами. Принимая в качестве цели образования подготовку к участию в деятельности человека в общественной жизни, можно полагать, что сотрудничество в образовательной сфере даст новый импульс в дальнейшей реализации и других сторон сотрудничества (экономической, политической, военной и др.). Рассмотрен вопрос перехода системы образования от сугубо религиозной в середине XIX в. (которая в основном была представлена учебными заведениями: мектебами – начальными школами, медресе – средними и высшими учебными заведениями, которые содержались на общественные пожертвования) к разнообразным по содержанию, формам и методам обучения школам (русским, русско-туземным, новометодным и др.), гимназиям, различным профессиональным училищам и другим учебным заведениям после вхождения Средней Азии в состав Российской империи. Определена роль русского языка на территории Туркестанского края. Министерством народного просвещения России было предложено обеспечить сближение народов путем распространения русского языка. Показано взаимодействие и взаимопроникновение русского и таджикского языков, которое происходило в совместном труде и проживании.
Ключевые слова: образование, религиозные и туземные школы, русско-туземные школы, ремесленные училища, новометодные школы
Библиография:
1. Логофет Д. Н. Страна бесправия: Бухарское ханство под русским протекторатом. СПб., 1909. 347 с.
2. Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1897–1967). Ирфон, 1968. С. 18.
3. Бендриков К. Е. Очерки по истории народного образования в Туркестане (1865–1924 гг.). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 350 с.
4. Мавлоназаров С. С. История российско-таджикской педагогической связи. Душанбе, 2006. 204 с.
5. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1977. Т. IX. 299 с.
6. Шакуров М. Р. Культурная революция в Таджикистане. Душанбе: Таджгосиздат, 1957. 346 с.
7. Расулов К. И. История культуры таджикского народа в первой четверти XX века. Душанбе, 2010. С. 23.
8. Перепелица Л. А. Роль русской культуры в развитии культур народов Средней Азии. М.: Наука, 1966. 99 с.
9. Масов Р. М. Россия в исторических судьбах таджикского народа. Душанбе, 1998. 230 с.
10. Войтеховская М. П., Куперт Ю. В. Зарождение государственной системы образования в Российской империи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 39–45.
Выпуск: 5, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Страницы: 16 — 21
Скачиваний: 882