СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-111-115
Актуальность представленной темы обусловлена двумя причинами. С одной стороны, усиливается интернационализация образования и международная деятельность ведущих вузов страны. С другой стороны, возрастает необходимость решения проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов в новой межкультурной образовательной среде. Для оптимизации этих процессов и успешной интеграции студентов необходимо учитывать индивидуальные особенности их адаптированности. Однако данный аспект недостаточно изучен в современных исследованиях. Следовательно, необходимо изучение конкретных проблем межкультурной адаптации и разработка предложений для ее реализации. Представлены результаты проведенного исследования для конкретизации некоторых проблем адаптации академической миграции. Даны рекомендации по их решению: усиление языковой подготовки, введение изучения основ истории культуры страны пребывания, повышение внимания к организации бытовых условий и профессиональной мотивации.
Ключевые слова: адаптация, межкультурная адаптация, адаптированность, выборка, респонденты, инокультурная среда, интернационализация
Библиография:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 07.02.2017).
2. Мерзлякова Г. В., Трубицына Н. А., Савинский С. С. Опорный региональный университет: проблемы международного сотрудничества // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. С. 394–398.
3. Попова Н. В. Психолого-педагогические и методические аспекты обучения иностранных студентов в российском вузе (на примере дисциплины «иностранный язык») // Международное сотрудничество: интеграция образовательных пространств: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. С. 325–331.
4. Ведута О. В. Педагогическая работа по формированию учебной мотивации студентов на начальном этапе обучения в учреждениях профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 9–14.
5. Витковская М. И., Троцук И. В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2004. № 6–7. С. 267–283.
6. Завгородняя А. И. Эмоционально-личностные факторы адаптированности иностранных студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 27 с.
7. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988. URL: http://netref.ru/a-a-nalchadjyan-socialeno-psihicheskayaadaptaciya-lichnosti-f.html (дата обращения: 02.02.2017).
8. Гладуш А. Д., Трофимова Г. Н., Филиппов В. М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России: учеб. пособие. М.: РУДН, 2008. 146 с.
9. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2007. 365 с.
10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
11. Kuprina T., Sergeeva L. Impact of Anthropogenic Factor on Urboecological Space Development // International Conference on Sustainable Cities (ISCI 2016). Article No 01005, no of pages 8. Section 1: Strategic guidelines for sustainable development of the urban environment to improve the quality of life and restore nature. E3S Web of Conference. 2016. Vol. 6. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/e3sconf/20160601005 (Published online 21 June 2016).
Выпуск: 5, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 111 — 115
Скачиваний: 1161