СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-39-44
Главные жизненные ценности, которые формировались на протяжении всего существования человечества, в современном социальном обществе претерпевают значительные изменения. Нравственный кризис, возникший как новое асоциальное явление в конце ХХ века, меняет мировоззрение молодежи, ставя на приоритетные позиции материальные ценности. Духовность и нравственность уходят на второстепенный план. И как результат идет деформация семьи, рушатся родовые связи, брачные узы, детско-родительские отношения. Семейные традиции, предназначенные формировать и сохранять целостность семьи, утрачиваются. Само слово «традиция» (в переводе с латинского tratitio – «передача») означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы, нравы, законы, порядки, правила поведения. Создание семьи, рождение детей уже не являются главными жизненными устоями современного человека. На смену традиционному патриархальному строю приходят новые формации: семья родителя-одиночки, сожительство мужчины и женщины. Члены такой семьи не смогут сформировать у младшего поколения правильное представление не только об общечеловеческих ценностях, включающих в себя то, что дорого каждому: человек, родина, мир, дружба, труд, образование, культура. Но и сформулировать понятие «семейные ценности». Ценности семьи – это то, что имеет значение для каждого. Большинство семей определило для себя одни и те же нравственные устои: любовь, верность, доверие, преемственность поколений. Институт семьи утрачивает свою значимость, и проблема его сохранения должна решаться на государственном уровне – научить молодежь ответственно и осознанно относиться к факту создания и сохранения семьи, возрождению и поддержанию ее ценности.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, общечеловеческие ценности, детско-родительские отношения, нравственность, духовность, социальное общество, семейные традиции, нравственный кризис, институт семьи
Библиография:
1. Михальцова Л. Ф. Феномен понятия «ценность» и его генезис в психолого-педагогических исследованиях // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 30–37.
2. Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС. 2010. № 2. C. 125–130.
3. Кекеева З. О. Народные традиции как общечеловеческие ценности в обеспечении безопасности личности в культурно-образовательном пространстве // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 3. С. 87–91.
4. Грибов Г. М. Мир ценностей молодежи: прошлое, настоящее, Восток, Запад. Брест: Изд-во БрГту, 2006. 123 с.
5. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. М.: Мысль, 1965. Т. 2. С. 189–209.
6. Смотрова Е. В. Общечеловеческие ценности как ориентир в модернизации общественных отношений и образования // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). С. 100–103.
7. Захарченко М. В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ. URL: http://www.spbda.ru/news/a-551.html 103.
8. Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС. 2010. № 2. C. 125–130.
9. Маршак А. Л. Социология: учебное пособие. М., 2002. 320 с.
10. Поздняев М. «Господа, мы звери» // Новые известия. № 36. 2007. С. 7.
11. Апресян Р. Г. Ценностные парадигмы воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 89–94.
12. Витрук Е. Е. Психолого-педагогические основания нравственного развития личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 39–47.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 39 — 44
Скачиваний: 1124