ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-34-38
Итогом современного гражданско-патриотического воспитания с точки зрения нормативных государственных документов является гражданская идентичность. Рассмотрены диссертации, в названии которых встречается концепт «гражданская идентичность». Целью работы является выявление степени изученности гражданской идентичности в гуманитарных науках в период с 1991 по 2016 г. К используемым методам относятся дис курсивный метод и метод контент-анализа, в результате применения которых автор предпринял попытку разработать методику дискурсивного анализа диссертационных исследований гражданской идентичности. Результатом разработанной методики является составление периодизации развития понятия «гражданская идентичность». Полученные результаты могут быть применены в педагогических и иных исследованиях, где применение дискурсивного метода является оправданным. Гражданская идентичность исследована с точки зрения таких наук, как социология, философия, политология, педагогика, история, психология, почти все они носят фрагментарный характер и посвящены частным вопросам. Подчеркивается необходимость интеграции знаний о гражданской идентичности из разных наук.
Ключевые слова: дискурсивный анализ, гражданская идентичность, контент-анализ, периодизация развития понятия «гражданская идентичность»
Библиография:
1. Роботова А. С. Современный педагогический дискурс // Вестник Герценовского университета. 2008. № 12. С. 19–25.
2. Указ Президента РФ от 11.07.1991 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования РСФСР» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. Закон РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
5. Назаров Н. В. Вопросы периодизации в деятельности исследователя истории педагогики (методологический аспект). Орск: Изд-во Орского пед. института, 1995. С. 8.
6. Храпченков В. Г. Научно-педагогические основы всеобщего обязательного среднего образования в Казахстане: дис. … д-ра пед. наук, Алматы, 1997. С. 20.
7. Кравченко А. И. Три капитализма в России // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 16–23.
8. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А. Методика изучения истории развития дидактической терминологии // Педагогика. 2014. № 10. С. 26–35.
9. Пичугина В. К. Явные и скрытые дискурсы педагогики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 4 (12). URL: http:// www.sisp.nkras.ru, свободный.
10. Шевченко Е. С. Диалектика дискурса и текста в современной социогуманитарной парадигме: дис. … канд. филос. наук. Владивосток, 1997.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 34 — 38
Скачиваний: 906