ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-22-27
Рассматривается проблема формирования гуманитарной культуры руководителя школы. Цель – раскрыть сущностные составляющие этого феномена и показать проявления гуманитарной культуры через процессы становления духовности человека. Духовность раскрывается через полипарадигмальный подход в науке, определяется педагогическая сущность духовности и ее становление как некоторый процесс самостроительства и личностного роста. Показано, что гуманитарная культура руководителя является необходимым условием формирования духовного пространства школы. При этом личность руководителя рассматривается как способная к духовному обогащению и саморазвитию и является носителем особой духовности, особого педагогического менталитета – интеллигентности. Обосновано, что интеллигентность как качество личности можно развивать, если внутренними регуляторами руководителя становятся духовно-нравственные ценности, потребность в саморазвитии, высокая гуманитарная культура. Выявлено, что педагогическое сообщество предъявляет повышенные требования к духовно-нравственным личностным качествам руководителя, таким как порядочность, благородство, совестливость, справедливость, высокая духовность и культура. На примерах двух инновационных школ Амурской области Тындинской гимназии № 1 и Архаринской СОШ № 1 показано, как формировалось духовное пространство школы под воздействием гуманитарной культуры их руководителей. По мнению автора, это пространство будет именно таким, если воспитание в нем базируется на основе духовно-нравственных ценностей, духовной общности коллектива взрослых и детей, профессиональной деятельности «духовных наставников», способных пробудить души воспитанников, и руководителя как человека культуры и интеллигентной личности.
Ключевые слова: гуманитарная культура руководителя, духовное пространство школы, духовность, интеллигентность личности, личность руководителя, духовно-нравственные ценности, полипарадигмальный подход
Библиография:
1. Амонашвили Ш. А. Истина школы. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2006. 42 с.
2. Браже Т. Г. Гуманитарная культура взрослых: развитие в процессе непрерывного образования. СПб.: Тускарора, 2006. 164 с.
3. Лихачёв Д. С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. 440 с.
4. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 704 с.
5. Шестун Е. В. (игумен Георгий) Православные традиции духовно-нравственного становления человека (историко-теоретический аспект): автореф. дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2006. 41 с.
6. Какурин А. А. Духовность: история, теория, педагогика. СПб: Нестор-История, 2015. 301 с.
7. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб: Искусство-СПБ, 2005. 624 с.
8. Лосев А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. 366 с.
9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2008. 223 с.
10. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 375 с.
11. Проектирование гуманитарной среды гимназии как среды саморазвития / под ред. О. И. Лапицкого. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 224 с.
12. Каган М. С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-традиция, 2007. 592 с.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 22 — 27
Скачиваний: 793