РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В УПРАВЛЕНИИ ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ В 80–90-Е ГГ. XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОМСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ЖЕНСКОЙ ШКОЛЫ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-124-127
Реформы в области образования в 1880–1890-е гг. способствовали развитию педагогической инициативы в отдельных учебных заведениях, особенно в воскресных школах. Деятельность педагогов Томской воскресной женской школы соответствовала общим тенденциям в развитии образования для взрослых. Учитывая разновозрастной состав своих учениц и преобладание среди них девочек-подростков, педагоги данной школы нарабатывали практику руководства внешкольным юношеским чтением. В этом заключалось новаторство методической работы учителей. Во-первых, они поставили вопрос о круге детского чтения в рамках взрослой школы. Девочки учились по тем же книгам, что и взрослые. Безусловно, это расширяло круг чтения юных читательниц, способствовало их развитию, но требовало дополнительной методической работы учителей. Во-вторых, педагоги Томской воскресной женской школы думали о том, как привить любовь к чтению юным ученицам. Для этого сначала нужно было развить в них аудиальные способности. Поэтому особая роль в методике обучения отводилась чтению учителя на уроке. Оно измерялось такими показателями, как подготовленность, эмоциональность, выразительность, диалогичность. Наконец, вопрос о развитии читательской культуры в ученицах предполагал постепенное овладение навыками сначала эмоционального чтения, затем – эстетического и далее – понятийного и аналитического. Данные выводы позволяет сделать анализ отчетов учителей, дневников заведующей В. Е. Воложаниной, проводимый в настоящей статье.
Ключевые слова: управление чтением, детское и юношеское чтение, методики чтения, Томская воскресная женская школа
Библиография:
1. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. 367 с.
2. Лучкина О. А. Институты рекомендательной библиографии для детского чтения // Вестн. Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Т. 1, № 3. 2013. С. 22–34.
3. Шамахов Ф. Ф. Школа западной Сибири в конце XIX – начале XX века. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1957. 271 с.
4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX – начало XX в. / отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1991. 448 с.
5. Попинова М. В. Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых: середина XIX – начало XX века: дис… канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 245 с.
6. Вольфсон Д. Сибирские воскресные школы. Томск: Тов-во скоропечатни А. А. Левенсона, 1903. 240 с.
7. Дневники В. Е. Воложаниной по Воскресной школе // ТОКМ Ф.1. Оп. 4. Д. 35. На 193 л.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 124 — 127
Скачиваний: 787