ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-119-123
Анализируется методический потенциал использования в духовно-нравственном воспитании современных школьников аксиологической проблематики романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Решение данной методической проблемы требует комплексного подхода и обращения к открытиям психологии, педагогики и философии. В качестве репрезентативного материала, иллюстрирующего теоретическое осмысление проблемы ответственности как значимого аспекта духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве, предлагается анализ образов героев-идеологов романа «Преступление и наказание» – Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, демонстрирующих разные мировоззренческие и поведенческие стратегии реализации ответственности как аксиологического фундамента личности. Проблема ответственности представляется одной из наиболее актуальных для обсуждения романа «Преступление и наказание» на уроках литературы, выполнения исследовательских и проектных работ во внеурочной деятельности, поскольку, с одной стороны, соответствует возрастным особенностям старшеклассников, с другой стороны, достаточно репрезентативна для данного романа писателя. Ценностно-ориентированный подход к изучению проблематики романа позволяет выработать собственную мировоззренческую позицию и реализовать ее в дальнейшем в выстраивании вектора собственной жизни с ориентацией на сверхмотивации. Воспитательный потенциал уроков по изучению творчества Достоевского может быть широко использован в образовательном процессе при изучении других гуманитарных дисциплин (русского языка, истории, обществознания) и способствовать реализации приоритетов национальной образовательной политики.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», аксиология, проблема, ответственность, герой, Раскольников, Соня Мармеладова, духовно-нравственное воспитание
Библиография:
1. Мухлынина О. В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Екатеринбург, 2007. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1721/1/urgu0512s.pdf (дата обращения: 09.09.2016).
2. Ореховский А. И. Ответственность: аксиологическое основание // Вестник СибГУТИ. 2012. № 1. С. 2–12.
3. Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет. М.: Просвещение, 1968. 224 с.
4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.
5. Ильин И. А. Основы христианской культуры. URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/ilyin/ilyin01.htm (дата обращения: 09.09.2016).
6. Кошечко А. Н. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в системе ценностно-ориентированного обучения в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 226–231.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 119 — 123
Скачиваний: 989