ДУХОВНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-114-118
Исследуется проблема изучения духовных императивов художественных и публицистических произведений Ф. М. Достоевского на уроках литературы, учитывающих приоритетные задачи национальной образовательной политики в области духовно-нравственного образования и воспитания, установка на создание для обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению через изучение классических произведений русской литературы XIX в. Исследование духовных императивов творчества Достоевского может стать фундаментом духовно-нравственного воспитания, формирования ценностной структуры личности обучающихся в ситуации нарастающих вызовов, утраты способности к культурной и мировоззренческой самоидентификации. Ознакомление обучающихся с творчеством писателя должно начинаться в старшем подростковом возрасте (5-е классы), когда запрос на разговор о ценностях и смыслах личностно актуализирован. Оптимальной формой организации эффективной работы по изучению духовных императивов художественных и публицистических произведений Достоевского является диалог, обсуждение, поиск педагогом и обучающимся совместных решений, устремленность к вектору самоопределения и самоанализа. В работе с личностными смыслами важна ориентация педагога на создание серьезного содержательного фундамента изучения произведений писателя, который включает в себя следующие аспекты: знание биографического контекста жизни Достоевского, представление об этапах формирования и ценностно-мировоззренческих особенностях личности, изучение концептуального содержания произведений писателя, знание специфики формирования русской литературы.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, духовные императивы, духовно-нравственное воспитание, автор, читатель, русская культура, православие, художественное произведение, аксиология, нравственность, романы Пятикнижия, «Дневник писателя», ценностно-ориентированное обучение, мо
Библиография:
1. Кошечко А. Н. Духовные императивы творчества Ф. М. Достоевского в системе ценностно-ориентированного обучения в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 226–231.
2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.
3. Шестун Г., игумен. Православная семья. Самара: Самарский дом печати, 2007. 272 c.
4. Зеньковский В., протоиерей. Педагогика. М., 1996. 154 с.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 114 — 118
Скачиваний: 871