ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ С. К. ДАНИЛОВА «ПРИНЦЕССА АГАШКА В СТРАНЕ НЕВЕДОМЫХ ЗВЕРУШЕК»
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-102-107
Исследуются приемы построения художественного пространства в повести-сказке С. К. Данилова «Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек». Реальное пространство, представляющее собой угол под лестницей старого деревянного дома, трансформируется в фантазии героини в особый сказочный мир, в котором сплетаются отрывки воспоминаний и несистематизированные сведения об окружающем мире. Приключения героини связаны с перемещением в пространстве, преодолением преград, что характерно для фольклорной сказки. Героиня стремится упорядочить окружающий хаос пространственных объектов, не поддающихся космизации: сказочное пространство миметично, его структуризация по принципам реального мира невозможна. Пространство непосредственно связано с героиней, создающей с помощью своей фантазии целый мир, населенный волшебными существами и имеющий узнаваемые сказочные топосы (кисельные болота, молочные реки), реалии современного мира (старый сарай, улица Тверская). В сознании ребенка они наделяются сказочными функциями. Пространство Страны соответствует архетипическим моделям: открытое пространство противопоставляется закрытому. Важную роль в пространственной модели выполняет оппозиция «верх-низ». В сказке С. К. Данилова переосмысляется сюжет волшебной сказки, связанный с обрядом инициации. Обретшая сакральное знание в «темном-претемном» углу под лестницей, соединяющей разные пространственные уровни, параллельно пережив мнимую смерть – инициацию в сарае Старьевщика, получив сакральное знание в подземной пещере киголов, героиня выходит из пространственного тупика и весело бежит вверх, преодолевая безысходность «пропащего» места.
Ключевые слова: С. К. Данилов, «Принцесса Агашка», детская литература, повесть-сказка, литератур- ное краеведение
Библиография:
1. Данилов Сергей Константинович // Краеведческий портал «Земля Томская». URL: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/2547/ (дата обращения: 12.08.2016).
2. Данилов С. К. Принцесса Агашка в Стране Неведомых Зверушек: повесть-сказка для детей младшего и среднего возраста. Томск: б. и., 2004. 77 с. URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-540/ (дата обращения: 14.10.2016).
3. Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: РОССПЭН, 2004. 376 с.
4. Панкратова М. Н. «Световая» лексика и пространство «угла» в творчестве Ф. М. Достоевского // Новый филол. вестник. 2007. 1(4). С. 174–182.
5. Малый академический словарь / под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981–1984. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/mas/13160/ (дата обращения: 15.10.2016).
6. Питеркина Ю. С. Фразеологизмы детской речи // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена 2009. № 108. С. 128–133. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/frazeologizmy-v-detskoy-rechi#ixzz4QZAB50nQ (дата обращения: 10.10.2016).
7. Топоров В. Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 398–406 URL: http://pryahi.indeep.ru/mythology/research/drevo_mirovoe.html (дата обращения: 18.10.2016).
8. Энциклопедия мифологии. URL: http://slovariki.org/enciklopedia-mifologii/5410 (дата обращения: 14.11.2016).
9. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
10. Лихачев Д. С. Художественное пространство сказки // Поэтика древнерусской литературы. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/index01.php (дата обращения: 12.11.2016).
11. Лестница // Энциклопедия символики и геральдики. URL: symbolarium.ru›index.php/Лестница (дата обращения: 12.11.2016).
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Страницы: 102 — 107
Скачиваний: 832