ОБРАЗ ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ И АВТОДОКУМЕНТАЛЬНОМ ДИСКУРСЕ XIX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА А. ДЮМА «УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ» И «ВОСПОМИНАНИЙ» П. АННЕНКОВОЙ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-82-86
На материале романа А. Дюма «Учитель фехтования» и мемуаров П. Анненковой рассматривается семантика образа жены декабриста и специфика его функционирования в художественном и автодокументальном дискурсе второй половины XIX в. Методология исследования включает также имагологический аспект: сопоставляются варианты русской и французской рецепции декабристской культуры и образа жены декабриста. В отечественной словесности содержание концепта «жена декабриста» определяется преимущественно духовно-нравственными характеристиками: жертвенная любовь, преданность, верность, терпение, мужество. Этические маркеры данного женского образа генетически связаны, с одной стороны, с автодокументальной традицией описания жены, разделившей участь «опального» (чаще всего сосланного в Сибирь) супруга, а с другой – восходят к каноническому типу праведной жены, характерному для агиографического жанра. В романе А. Дюма «Учитель фехтования» возлюбленная декабриста И. Анненкова изображается исключительно в сфере любви и любовного сюжета, а хронотоп романа ограничивается пространством интимной, любовно-приключенческой истории. При этом любовь героини интерпретируется рассказчиком лишь как проявление сильной женской страсти и не связана с духовно-нравственными категориями долга, жертвы и др. Образ героини в романе Дюма существенно отличается как от своего прототипа (П. Анненковой), так и от представленного в русской декабристской словесности героического типа женской личности.
Ключевые слова: декабризм, автодокументальная литература, рецепция, диалог культур, поэтика, имагология, образ жены декабриста, дискурс, исторический роман
Библиография:
1. Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни // Литературное наследие декабристов: сб. / под ред. В. Г. Базанова и В. Э. Вацуро. Ленинград: Наука, 1975. С. 25–74.
2. Бурмистрова С. В. Рецепция «апостольского текста» в «Воспоминаниях» П. Е. Анненковой // Сибирский филологический журнал. 2016. № 1. С. 23–35.
3. Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 1908. 638 c.
4. Анненкова П. Е. Воспоминания. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1977. 348 с.
5. Юшковский В. Д. «Отсутствие божества есть погибель»: религиозное сознание декабристов и восприятие церкви: к вопросу о развитии взглядов // Наследие декабристов – развитию Сибири. Ялуторовск: Тюменский изд. дом, 2007. С. 30–40.
6. Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. М.: Гиз, 1927. 289 с.
7. Дюма А. Учитель фехтования. М.: Мир книги. Литература, 2007. 384 с.
8. Савкина И. Л. «Пишу себя…». Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. Tampere: Whilhelmhorst, 2001. 458 c.
9. Елизаветина Г. Г. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. С. 243–250.
10. Рылеев К. Ф. Войнаровский // Русская романтическая поэма. М.: Правда, 1985. 238 с.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XX ВЕКОВ
Страницы: 82 — 86
Скачиваний: 916