МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-31-36
Предлагается модель изучения художественного образа в поэтической лингвокультуре. Данная модель состоит из трех уровней: персонажно-контекстуального, лингвопоэтического и концептуального. На первом уровне изучается персонажный репертуар образа, на втором – его лингвостилистические характеристики, а на третьем – концептуальное содержание образа. На каждом уровне происходит расслоение художественного образа в исследовательских целях. В результате образ предстает как комплексный феномен – проекция трех семиотических систем: поэтики, языка и культуры. Соответственно, для каждого уровня характерны свои методы исследования. На первом уровне анализа основным является метод изучения контекстов, на втором – метод лингвостилистического анализа, на третьем – концептуального анализа.
Ключевые слова: художественный образ, персонаж, имагологические контексты, лингвостилистика, концепт, имагологическое концептуальное пространство
Библиография:
1. Лосев А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. Изд. 3-е. М.: URSS, 2010. 296 с.
2. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2012. 818 с.
3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.
4. Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2002. 513 с.
5. Лукин В. А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: учеб. для филол. специальностей вузов. М.: Ось-89, 1999. 192 с.
6. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800 с.
7. Гончарова Е. А. Пути лингвостилистического выражения категорий автор – персонаж в художественном тексте. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984. 149 с.
8. Никитин М. В. Основы лингвистической теории значения. М.: Высш. школа, 1988. 168 с.
9. Кубрякова Е. С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 c.
10. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
11. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство-СПб, 1996. 846 c.
12. Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 1–2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.
13. Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В. Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
14. Воробьев В. В. Лингвокультурология: Теория и методы. М.: Изд-во РУДН, 2008. 336 с.
15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток – Запад, 2010. 314 с.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ
Страницы: 31 — 36
Скачиваний: 885