ВОСПИТАНИЕ ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-17-23
Рассматривается проблема воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования. В психолого-педагогической литературе понятие «гуманные отношения» рассматривается с разных позиций: как форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; как совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и самим собой. Гуманные отношения проявляются во взглядах, убеждениях, вкусах, эмоциональных переживаниях, побуждениях и стремлениях к действию и в самих действиях. К гуманным отношениям относятся следующие проявления: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость справедливость. Раскрыты содержание гуманных отношений, специфика их развития в дошкольном возрасте в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование является одной из самых гуманных технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающимися детьми. В дошкольной образовательной организации дети учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать равноправные взаимоотношения. Одним из наиболее органичных средств развития гуманных отношений у дошкольников является игровая деятельность. Использование специально подобранных приемов и методов в ходе игры способствует эффективному развитию гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста. При формировании у детей представлений о гуманных отношениях к детям с ОВЗ важно использовать различные проблемные ситуации, художественную литературу (сказки, легенды, рассказы, стихотворения), специальные беседы, педагогические ситуации, игровую деятельность, так как они позволяют ребенку проявить его субъективность, стимулируют проявление гуманности. Считается, что развитие гуманных чувств у детей дошкольного возраста обеспечивает равноправное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: гуманные отношения, гуманистическая направленность поведения, дети дошкольного возраста, нравственное поведение, инклюзивное образование, игровая деятельность
Библиография:
1. Ганина С. А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 34–43.
2. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. М.: Педагогика, 1986. 172 с.
3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 385 с.
4. Абраменкова В. А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1981. 23 с.
5. Токарева Т. А. Изменение содержания образовательной деятельности в условиях нового федерального государственного стандарта дошкольного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 118–123.
6. Баталова С. А. Описание опыта работы по теме «Социализация личности ребенка в процессе развития сюжетно-ролевой игры» // Педагог. 2010. № 11. С. 36–38.
7. Вегера Е. Ю. Формирование гуманных чувств и отношений у детей старшего и младшего дошкольного возраста // Открытый урок. 2012. № 14. С. 17–18.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 17 — 23
Скачиваний: 1123