ОТКРЫТЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-9-16
Рассматривается вопрос проявления профессиональной компетенции педагога, определяющей специфику детско-взрослого взаимодействия, – реализация открытого стиля педагогической коммуникации. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов дошкольного образования в сфере коммуникаций с участниками образовательных отношений. Дана характеристика открытого стиля педагогической коммуникации в виде описания эмоциональных и поведенческих проявлений взрослого. Наиболее существенным фактором открытого стиля педагогической коммуникации является ориентированность взрослого на сферу потребностей ребенка. Приведены примеры реализации открытого стиля педагогической коммуникации с ориентацией на актуальные потребности ребенка: потребность в любви, принятии; потребность во впечатлениях, познавательная потребность; потребность в активности (физической, психической); потребность во взаимодействии, в общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. Описаны проявления открытости (закрытости) детей, которые возможно использовать в качестве показателей при организации наблюдений за ними с целью выявления как сферы затруднений при коммуникации, так и для моделирования конструктивных способов детско-взрослого взаимодействия.
Ключевые слова: детско-взрослое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, открытый стиль педагогической коммуникации, дошкольное образование
Библиография:
1. Болотов В. А., Рубцов В. В., Фрумин И. Д., Марголис А. А., Каспржак А. Г., Сафронова М. А., Калашников С. П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Вып. 20, № 5. С. 13–28. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/index.shtml (дата обращения: 23.06.2016).
2. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модель и модули подготовки прикладных бакалавров для работы в сфере дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 5. С. 99–107. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2015/n5/gogoberidze.shtml (дата обращения: 23.01.2016).
3. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 69–76.
4. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
5. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада. URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1107775363&archive=1120045907&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.08.2016).
6. Майер А. А., Файзуллаева Е. Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. М.: Сфера, 2015. 128 c.
7. Столяренко Л. Д., Самыгин С. И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 317 с.
8. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 270 c.
9. Поздеева С. И. Концепция развития открытого совместного действия педагога и ребенка в начальной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2015. 393 с.
10. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198–202.
11. Файзуллаева Е. Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2010. 279 с.
12. Zelichenko V. M., Pozdeeva S. I., Voitekhovskaya M. P. A Systems Approach in Education // Russian Physics Journal. 2016. Vol. 58, Iss. 9. Pp. 1365–1368. DOI: 10.1007/s11182-016-0657-3.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 9 — 16
Скачиваний: 1160