ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛАССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Рассматривается актуальная проблема – активизация учебной деятельности в классе музыкально-теоретических дисциплин. Автор исследует учебную деятельность как сложный и многокомпонентный процесс, направленный на изменение обучающегося – субъекта обучения. Выделены основные компоненты учебной деятельности: мотив учебной деятельности, целеполагание, учебные действия, контроль и оценка. Определены принципы управления учебной деятельностью студентов: управление как поддержка и сопровождение, гибкость и ситуативность, делегирование полномочий и ответственность студентов. Для активизации учебной деятельности предполагается педагогическое воздействие на все составляющие компоненты категории, а также усиление активности всех субъектов учения. С целью воздействия на компонент «учебные действия» разработана система алгоритмов на разные виды учебных задач по некоторым музыкально-теоретическим дисциплинам. Первые положительные результаты проявились в тенденции к повышению качества освоения дисциплины, что свидетельствует о вовлечении студентов в соуправление учебной деятельностью.
Ключевые слова: активизация учебной деятельности, учебные действия, музыкально-теоретические дисциплины, система алгоритмов
Библиография:
1. Федорович Е. Н. История музыкального образования: учебное пособие. Екатеринбург, 2003. 110 с.
2. Калинина Ю. А. О недостатках музыкально-теоретической подготовки абитуриентов как системной проблеме дополнительного музыкального образования // Современное музыкальное образование в контексте региональной специфики: традиции, инновации, опыт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 1–15 февраля 2016 г., г. Абакан / науч. ред. Н. П. Шишлянникова, отв. ред. Г. Н. Курбонова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. С. 66–73.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
4. Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Особенности адаптации сельских студентов к обучению в вузе: проблемы и пути решения // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 57–62.
5. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг, 1993 г. 61 с.
6. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.
7. Игнатьева Е. Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе. СПб.: ЛЕМА, 2012. 300 с.
8. Станкин М. И. Активность в обучении // Специалист № 5, 2007 год. http://www.studmed.ru/stankin-mi-statya-aktivnost-v-obuchenii_8e2163f5b7b.html
9. Пасько М. М. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на уроках истории // Колледж в федеральных изданиях: сб. статей преподавателей КемГППК / сост. С. И. Ощепкова. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. проф.-пед. колледжа, 2011. С. 93–102.
10. Саенко Ю. В. Диагностика обучаемости студентов // Педагогика и жизнь: междунар. сб. науч. тр. Вып. 7. Воронеж: ВГПУ, 2008. С. 202–210.
11. Поздеева С. И. Педагогическая деятельность как предмет психолого-педагогических исследований и публикаций // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 4 (6). С. 93–100.
Выпуск: 12, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 113 — 116
Скачиваний: 712