ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Обосновывается актуальность использования исследовательской деятельности для развития интеллектуально одаренных школьников. В результате осмысления теоретических подходов к понятию «исследовательская деятельность» выделяются ее внутренние характеристики, доказывается их эффективность в развитии интеллектуально одаренных школьников. На основе анализа дефиниции «активность» установлено, что наиболее многогранным с большим содержанием компонентов является исследовательская активность, выступающая внутренним психологическим условием развития интеллектуально одаренного школьника и обуславливающая становление его исследовательской позиции. Исследовательское поведение рассматривается как эффективный инструмент, позволяющий модернизировать процесс развития личности ребенка в процесс его саморазвития.
Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, исследовательская деятельность, познавательная потребность, поисковая активность, исследовательская позиция, исследовательское поведение
Библиография:
1. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. URL: http://dopedu.ru/attachments/article/237/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%20%D0%BC%D0%B5%D1%80.pdf (дата обращения: 03.02.2016).
2. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Развитие личности. 2006. № 1. С. 236–244.
3. Румбешта Е. А., Червонный М. А., Чиж Л. А. Организация образования одаренных в области физики и математики детей в профильном общеобразовательном учебном учреждении – лицее // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 212–216.
4. Леонтович А. В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html (дата обращения: 15.02.2016).
5. Фомина Л. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно-исследовательской деятельности школьников // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 30–35.
6. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид деятельности. Ижевск: Исследовательский центр проблем качества специалистов, 2001. 104 с.
7. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.researcher.ru/methodics/teor/teor_0001.html (дата обращения 12.02.2016).
8. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Национальный книжный центр, 2015. 280 с.
9. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. URL: http://www.researcher.ru/methodics/development/a_150wjf.html (дата обращения: 10.02.2016).
10. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. 176 с.
11. Ермаков С. С., Юркевич В. С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, № 2. С. 87–100.
12. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5–17.
13. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 51–58.
14. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
15. Шумакова Н. Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 10. С. 3–9.
16. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
17. Ушаков Д. В. Интеллект и исследовательское поведение. URL: http://creativity.ipras.ru/texts/ushakov_IQ_issledovat_povedenie_2007.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
Выпуск: 12, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 28 — 32
Скачиваний: 825