ГИПОТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Гипотеза является одной из важнейших форм развития науки. На современном этапе роль гипотезы возрастает в связи с увеличением теоретического познания и приобщения молодежи к методам научного познания в вузе. К сожалению, мы редко встречаем правильное использование гипотезы в учебном процессе, не всегда учитывается ее большое значение в развитии познавательных способностей студентов и формировании их мышления. Объясняется это тем, что преподаватели все чаще останавливают свое внимание на учебных проблемах, но упускают из вида то, что решение проблем протекает путем выдвижения и доказательства гипотез. Описывается логическая сущность гипотезы, определяются пути ее применения в познавательной деятельности студентов. Подчеркивается, что, с одной стороны, под гипотезой понимается логическая форма мышления, а с другой – сам процесс выдвижения, развития и доказательство новых суждений и умозаключений. Между тем выдвижение гипотез может осуществляться как на основании наблюдений и экспериментов, путем дедуктивного выведения новых знаний из уже известных теорий, так и путем дедуктивного переноса известных законов на новые явления. В предлагаемой статье на основании собственного многолетнего опыта работы представлены доступные пути применения гипотезы в познавательной деятельности студентов.
Ключевые слова: гипотеза, методы познавательной деятельности, пути выдвижения гипотезы, формы мышления, индукция, дедукция, аналогия, интуиция
Библиография:
1. Меркулов И. П. Метод гипотез в истории научного познания. М.: Наука, 1984. 185 с.
2. Михеев Г. И. Роль гипотезы в научном познании: афтореф. дис. … канд. филос. наук. М., 1958. 16 с.
3. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 1999. 317 с.
4. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М.: Мысль, 1979. 230 с.
5. Вилькеев Д. В. Методы научного познания в школьном обучении. Казань: Татарское кн. изд-во, 1975. 160 с.
6. Голин Г. Н. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М.: Просвещение, 1987. 127 с.
7. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
8. Махмутов М. И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. 522 с.
9. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. 207 с.
10. Яковлева Е. В. Система формирования логической культуры студентов высших учебных заведений: дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2009. 556 с.
11. Огородников В. П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. СПб.: Питер, 2004. 176 с.
12. Курбатов В. И. Логика. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 283 с.
13. Иванов Е. А. Логика. М.: Волтерс Клувер, 2007. 416 с.
14. Демидов И. В. Логика. М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2004. 348 с.
Выпуск: 9, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 120 — 127
Скачиваний: 848