СУПЕРВИЗОРСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ
Рассматривается практико-ориентированная форма обучения студентов педагогического вуза работе с детьми с особенностями в развитии. Представлена технология супервизорства в качестве универсального метода профессиональной подготовки, обеспечивающего погружение будущего педагога в опыт партнерства при взаимодействии с коллегами, воспитанниками. Описаны этапы осуществления супервизии педагогом – преподавателем педагогического университета, являющимся носителем технологий работы с детьми. Приведен опыт реализации технологии супервизорства при работе с обучающимися по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование». Обозначены эффекты реализации такого подхода в профессиональном обучении в виде появления ценностно-смысловых переживаний, осознанного отношения к педагогической деятельности с детьми с особенностями в развитии, приобретении опыта конструктивного взаимодействия с коллегой партнером-супервизором, получении первичного опыта реализации профессиональных трудовых действий.
Ключевые слова: супервизия, профессиональное образование, специальная подготовка, практико-ориентированный подход
Библиография:
1. Файзуллаева Е. Д., Дудина Е. Н. Практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке бакалавров дошкольного образования: опыт участия в федеральном эксперименте // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 69–76.
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат): приказ Минобрнауки России № 1087 от 01.10.2015 // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440303.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (бакалавриат): приказ Минобрнауки России № 1426 от 04.12.2015 // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
4. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (бакалавриат): приказ Минобрнауки России № 91 от 09.02.2016 // Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
5. Кулаков С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. 236 с.
6. Залевский Г. В. Развивающие модели супервизии // Сиб. психол. журн. 2001. № 14–15. С. 117–121.
7. Положение о кабинете квазипрофессиональной деятельности с дошкольниками, детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями педагогического факультета Томского государственного педагогического университета. URL: http://www.tspu.edu.ru/files/sveden/struct/polojeniya (дата обращения: 18.04.2016).
Выпуск: 9, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 128 — 134
Скачиваний: 696