ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «личностное самоопределение», «конкурентоспособность», анализируются их цели, векторы, доминанты, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения будущего специалиста в период его обучения в вузе. Исследуются психолого-педагогические подходы к рассмотрению сущности феномена самоопределения, раскрывается взаимосвязь изучаемого процесса с формированием сложного профессионально-личностного качества – профессионализма, выступающего определяющим условием перспективной конкурентоспособности будущего специалиста. Обосновывается стратегическая роль личностной активности в успешном профессионально-личностном самоопределении и росте будущего специалиста. Акцентируется внимание на потенциале профессионально-личностного самоопределения как интегральном процессе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к выпускнику вуза в современных экономических и социокультурных реалиях.
Ключевые слова: самоопределение, конкурентоспособность будущего специалиста, профессионально-личностное самоопределение студента
Библиография:
1. Малахова О. Ю. Роль рефлексивно-образовательной среды в профессионально-личностном самоопределении студента вуза // Образование и общество. 2015. № 1 (90). С. 87–91.
2. Викулина М. А. Общекультурные компетенции – основа подготовки современного специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 12 (165). С. 120–124.
3. Свеженцева И. Б., Кравчук Л. С. Компетенции выпускников-бакалавров высшей технической школы как основа профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 83–87.
4. Малахова О. Ю. Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа // Высшее образование сегодня. 2014. № 4. С. 55–58.
5. Игнатова В. В., Юшкова К. В. Ориентирование будущего бакалавра на профессионально-нравственное самоопределение // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 135–140.
6. Егорова Ю. Н., Конькина Е. В., Малахова О. Ю. Позиции общества знаний в современном образовательном пространстве // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6. С. 37–39.
7. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1996. 60 с.
Выпуск: 9, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 98 — 102
Скачиваний: 764