СОВМЕСТНЫЕ АКЦИИ И ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ГРАЖДАНСКИХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Воспитание у младших школьников гражданственности позволяет сформировать единые духовно-нравственные ценности, первичные ценностные ориентации и основы гражданского мировоззрения. Гражданское воспитание рассматривается как направление воспитательной деятельности, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения гражданской направленности проходит через совместный анализ, решение групповых социальных проблем, совместное социальное действие в рамках как разовых социальных акций, так и долгосрочных проектов. Замысел и способы реализации социальных акций и проектов возникают и обсуждаются в ученическом сообществе и реализуются при поддержке и сопровождении родителей, классного руководителя, общественных организаций. Подготовительная работа к включению в социальное проектирование проводится с учащимися средствами учебной и внеурочной деятельности, воспитательной работы, с родителями через тематические родительские собрания, коллективные творческие дела. Результатом работы являются устойчивость гражданской позиции, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, постоянство социально одобряемых поведенческих моделей с выраженной гражданской позицией у младших школьников, позитивный опыт их гражданских действий.
Ключевые слова: начальная школа, гражданское воспитание, когнитивная, эмоционально-оценочная, поведенческая составляющие гражданской позиции, опыт гражданского действия, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, родители, семья, совместное социальное де
Библиография:
1. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 168 с.
2. Земляченко Л. В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников // Начальная школа плюс: до и после. 2014. № 6 (95). С. 33–37.
3. Сарбулатова Л. Ч., Головнева Е. В. Гражданское воспитание младших школьников: материалы VII Междунар. студенческой электронной конф. URL://www.scienceforum.ru/2015/965/14516 (дата обращения: 06.01.2016).
4. Щербакова И. В., Куровский В. Н. Особенности диалогизации учебного процесса в формировании продуктивного опыта младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. С. 280–287.
5. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Просвещение. 2002. 528 с.
6. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: Деловая книга. 2000. 937 с.
7. Толкачева Т. М. Гражданское воспитание в начальной школе: методические указания. Оренбург: ГОУ ОГУ. 2003. 11 с.
8. Наумов А. А. Технологическая модель реализации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы. URL: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44150_full.shtml (дата обращения: 08.01.2016).
9. Бадил В. А., Любимов М. Л. Инклюзивные классы как вариант развития инклюзивного образования // Национальный психологический журнал. 2012. № 2 (8). С. 132–135.
10. Кириллова И. О. Социализация младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами учебной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. № 3 (9). С. 83–91.
Выпуск: 9, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 93 — 97
Скачиваний: 734