«ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ВГЛУБЬ ПРИРОДЫ»: МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ТОПОС ЛЕСА В ПЕРВЫХ СЕВЕРНЫХ ОЧЕРКАХ М. М. ПРИШВИНА
Очерковые произведения М. М. Пришвина «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» рассматриваются в рамках изучения Северного текста русской литературы. Образ северного леса, созданный писателем в этих произведениях, – емкий и сложный образ, обладающий особой мифопоэтической символикой. Художественное пространство леса в рассматриваемых произведениях совмещает в себе пространство реально-географическое и сказочно-мифологическое. Лесные пейзажи имеют глубинную мифопоэтическую основу, базирующуюся на важной для М. Пришвина идее единосущности, нерасторжимой взаимосвязи и взаимообратимости человека и окружающего его природного мира. Взаимопревращения человека и природы создают перспективу мифологической панорамы. В анализируемых очерковых произведениях М. Пришвина обнаруживаются архетипические мотивы и мифологемы, способствующие созданию мифопоэтического топоса леса. Мифотворчество М. Пришвина – особый способ освоения и познания мира, интуитивно-стихийное приобщение к основам бытия.
Ключевые слова: М. М. Пришвин, Северный текст, топос, образ леса, мифопоэтика, мифологический подход
Библиография:
1. Галимова Е. Ш. «Великие леса, осененные великими легендами» (Локус леса в художественной картине мира Северного текста русской литературы) // Северный текст русской литературы. Северный текст как локальный сверхтекст. 2013. Вып. 3 С. 64–81.
2. Пришвин М. М. За волшебным колобком: повести. М.: Моск. рабочий, 1984 // Scan. OCR. Spellcheck А. Бахарев.
3. Пришвин М. М. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Художественная литература, 1986. Т. 8.
4. Борисова Н. В. Мифопоэтика всеединства в философской прозе М. Пришвина: учебно-метод. пособие. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2004. 227 с.
Выпуск: 7, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Страницы: 168 — 171
Скачиваний: 861