К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАЗАХСТАНА
Полиязычное образование в Республике Казахстан является важнейшей стратегией и одним из главных направлений развития государства. Автор рассматривает природу полиязычного образования, причины, обусловившие его актуализацию в Республике Казахстан, проблемы функционирования языков в контексте развития современной языковой личности. Подчеркиваются приоритеты языкового образования и принципы формирования языковой личности в полиязычной образовательной среде Казахстана, сравниваются различные точки зрения по данной проблеме. Делается вывод, что в условиях развития новой государственности такого многонационального социума, как Республика Казахстан, вопросы формирования языковой личности приобретают особую актуальность.
Ключевые слова: полиязычие, языковая личность, языковая ситуация, поликультурная среда, полиязычное образование
Библиография:
1. Распоряжение Президента Республики Казахстан от 7 ноября 1996 г. № 3186 «О Концепции языковой политики Республики Казахстан» // Законодательство Казахстана online. URL: http://www.pavlodar.com/zakon /?dok=00553&all=all (дата обращения: 12.01.2016).
2. Абсаттаров Р. Б., Садыков Т. С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. Алматы, 1999.
3. Алтынбекова О. Б. Этноязыковые процессы в Казахстане. Алматы: Экономика, 2006. 415 с.
4. Ныязбекова К. С. Формирование двуязычия и многоязычия в Казахстане // Филологические науки. Успехи современного естествознания. 2015. № 1. С. 1243–1245.
5. Шаймерденова Н. Г. Языковая ситуация в Казахстане и проблемы перевода // Языковые проблемы перевода. Алматы, 1996. С. 86–87.
6. Жанпеисова Н. М., Уталиева Ж. Т. Языковая ситуация в Актюбинской области: социолингвистическое исследование уровня владения государственным языком работниками организаций и предприятий. Актобе: Принта, 2009. 146 с.
7. Туманова А. Б. «Русский язык Казахстана» как определяющий компонент языковой картины мира писателя-билингва // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6. С. 79–83.
8. Указ Президента Республики Казахстан от 7 февраля 2001 г. № 550 «О Государственной программе функционирования и развития языков на 2001–2010 годы» // Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан. 2001. № 7.
9. Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 г. № 110 «О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы» // Собрание актов Президента и Правительства Республики Казахстан. 2011. № 43.
10. Послание Президента страны народу Казахстана от 10 октября 1997 г. «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K970002030 (дата обращения: 12.01.2016).
11. Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 г. «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» // Казахстанская правда. 2014. 18 января.
12. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. 2012. 15 декабря.
13. Кажигалиева Г. А. Об общеобязательных языковых дисциплинах в контексте полилингвального вузовского образования Республики Казахстан // Материалы V Междунар. науч. конф., посвященной 90-летию СОГПИ. Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2014. С. 89–94.
14. Жумагулова Н. С. К вопросу о евразийской языковой личности идеального типа в учебном дискурсе Казахстана // Вестник КарГУ им. Е. А. Букетова. 2010. № 2. С. 4–9.
15. Поливара З. В., Карабулатова И. С. Языковая личность в трансформирующемся сообществе: этнолингвистические дифференциации татар-билингвов в иноэтническом окружении. М.: Флинта, 2013. 152 с.
16. Карабулатова И. С., Койше К. К., Гультяев В. Н. Вариативность современной евразийской русскоязычной языковой личности: тюркская русскоязычная языковая личность на территории российско-казахстанского приграничья // Вестн. Орловского гос. ун-та. 2013. № 2. С. 148–151.
17. Ашилова М. С. Философия образования Востока и Запада: автореф. дис. … канд. философ. наук. Новосибирск, 2012. 19 с.
18. Жолдасбаева С. А. Организация поликультурного пространства в школе-интернате как условие развития социокультурной компетенции старшеклассников // Образование и личность. 2013. № 4. С. 100–109.
19. Кажигалиева Г. А. Об изучении билингвокультурных художественных текстов на занятиях по русскому языку в казахстанском вузе // Язык и культура. 2012. № 1. С. 92–108.
20. Сулейменова Э. Д. Языковые процессы и политика. Алматы, 2011. 117 с.
21. Молчанова Л. В. Обучение второму иностранному языку в условиях формирования функционального многоязычия в языковом вузе: на примере японского языка: дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2009. 255 с.
Выпуск: 7, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 86 — 91
Скачиваний: 858